Журнал регистрации приказов

Если оформляется журнал регистрации приказов в свободной форме, то хранится он строго определенное время (5 или 75 лет). Сроки хранения документа зависят от его вида.

Основные виды журналов регистрации приказов:

Срок хранения, лет

Журнал регистрации приказов по личному составу (тип I)

  1. Приказы о найме и увольнении работников.
  2. Приказы о кадровых перемещениях персонала, в том числе о работе по совместительству.
  3. Приказы о дополнительных отпусках за вредные условия труда.
  4. Распоряжения об отпусках на период беременности, родов и ухода за ребенком.
  5. Приказы об аттестационных мероприятиях, о переобучении и повышении уровня квалификации.
  6. Распоряжения, касающиеся заработной платы, премий, доплат за небезопасные условия труда.
  7. Приказы об отпусках за работу в условиях повышенной вредности.
  8. Распоряжения, касающиеся длительных командировок, в том числе за пределы страны.
  9. Приказы, касающиеся командировок, связанных с пребыванием в условиях повышенной вредности.

Журнал регистрации приказов по личному составу (тип II)

  1. Приказы об отпусках: очередных, учебных, без содержания.
  2. Распоряжения, касающиеся непродолжительных служебных командировок.
  3. Приказы о служебных взысканиях.

Журнал регистрации приказов по основной деятельности

  1. Приказы, касающиеся внутренних правил организации работ и об их изменениях.
  2. Утверждение штатного расписания и обновлений в нем.
  3. Сокращение численности персонала.
  4. Приказы о назначении руководителей всех уровней.

Журнал регистрации приказов по административно-хозяйственной деятельности

  • Приказы, непосредственно касающиеся вопросов хозяйственной деятельности.
  • Приказы по планированию работы предприятия.
  • Приказы, определяющие порядок отчетности о работе отделов фирмы.
  • Распоряжения о стратегии работы (например, об организации продаж).
  • Приказы о постановке задач по расширению бизнеса.

Журнал регистрации приказов может вестись в бумажной форме или в электронном виде.

Для чего необходим

Журнал регистрации приказов и распоряжений существует для достижения одной единственной цели — быстрого нахождения конкретного приказа, независимо от того сколько времени прошло (конечно, в рамках срока хранения документов). Например, при оформлении пенсии работнику, уволенному с предприятия 10 лет назад, может потребоваться копия приказа о приеме или увольнении на работу. В случае разногласий между работником и администрацией предприятия, решаемых в судебном порядке, журнал регистрации приказов позволяет убедить суд в том, что приказ был издан своевременно (не задним числом).

Кроме того, журнал регистрации приказов служит основой для создания описи документов административного отдела предприятия, при передаче документации в архив.

Где используется

Регистрировать приказы на малых предприятий или ИП необязательно. Регистрационные журналы востребованы в крупных компаниях с масштабным документооборотом. Но лучше такой журнал вести во избежание судебных споров с работниками.

Советуем прочитать:  Код окпо ип

Виды приказов

Вся организационно-распорядительная документация в организации может быть разделена на две больших группы:

  • приказы и распоряжения по основной деятельности;
  • приказы по личному составу.

Приказы по основной деятельности регулируют трудовые процессы в организации: вводят в действие и отменяют нормативные локальные акты, назначают ответственных лиц, утверждают планы подготовки, графики отпусков и т.п. Эти приказы относятся к документации постоянного срока хранения.

Приказы по личному составу регулируют трудовую деятельность определенного работника: прием и увольнение, перевод на другую должность, уход в отпуск и т.п. Приказы по личному составу в зависимости от вида имеют различные сроки хранения: от 5 лет для приказов по дисциплинарным взысканиям, до 75 лет для приказов о приеме, увольнении и т.п.

Приказы по основной деятельности и приказы по личному составу должны регистрироваться в отдельных журналах. Также в организации, как правило, заводятся отдельные журналы для регистрации приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Оформление и ведение журнала

Журналы могут вести как в бумажном, так и в электронном виде. При этом регистрация будет осуществляться специальной программой, которая и будет проставлять индекс. Некоторые программы позволяют прикрепить к карточке приказа и его скан-версию.

Если журнал бумажный, то должен быть прошнурован. Листы журнала нумеруются по порядку, и к последнему листу журнала прикрепляется лист с заверительной надписью следующего содержания: «Всего прошнуровано и пронумеровано ___ листов».

Ответственным лицом за ведение журнала назначается руководитель отдела документационного обеспечения управления (приказы по основной деятельности), руководитель отдела кадров (приказы по личному составу) или иные лица на усмотрение руководства организации. Назначение

На титульном листе журнала указываются:

  • его название;
  • название организации;
  • крайние даты, как правило, в виде надписей «Начат» и «Окончен»;
  • ФИО и должность ответственного за ведение журнала лица.

Форма журнала

Утвержденной законом формы журнала регистрации приказов не существует. Организация сама разрабатывает эту форму. Вы можете воспользоваться образцом журнала регистрации приказов, приведенным ниже.

В журнале для регистрации приказов должны иметься следующие обязательные графы:

  1. номер по порядку;
  2. раздел «Год»;
  3. дата и номер приказа;
  4. заголовок приказа;
  5. краткое содержание приказа «О допуске сварщика Иванова И.И. к самостоятельной работе»;
  6. примечания (например, срок исполнения приказа).

Опционально в журнал могут быть добавлены и другие графы, например, «Исполнитель», «Рассылка» (то есть список лиц, которых касается данные приказ и до которых он доведен) и т.п.

Хранение

Срок хранения журнала регистрации приказов по основной деятельности должен быть не меньше срока хранения самих приказов.

При составлении внутренней описи в процессе оформления дела с приказами в архив (более подробно об этом можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте) следует иметь в виду, что записи в журнале должны в обязательном порядке подтверждаться фактическим наличием приказа в его физическом, бумажном виде.

Советуем прочитать:  Налог с продажи квартиры 2025 калькулятор

В случае если запись имеется, а сам документ отсутствует, об этом также делается отметка в графе «Примечание».

Ведение журнала в электронном виде

В случае большого документооборота регистрация приказов может быть организована и в электронном виде. Так например, программа 1C осуществляет такой процесс автоматически. Но в программу, как известно можно внести изменения, поэтому периодически необходимо распечатывать листы документа, пронумеровывать, ставить визу руководителя, скреплять и передавать в архив.

Также можно вести хронологию при помощи электронных таблиц, таких как Excel.

Какие приказы относятся к личному составу?

Это приказы, которые касаются режима и условий работы сотрудников, оплаты труда и т.д.

  • о приеме на работу;
  • об увольнении;
  • о предоставлении очередного или другого вида отпуска;
  • о переводе на другую должность или в другое подразделение;
  • о замещении отсутствующего сотрудника;
  • о выплате вознаграждений;
  • о привлечении к работе сверхурочно;
  • о дисциплинарном взыскании;
  • о направлении в командировку.

Каждый такой приказ – официальное основание для действия в отношении работника: внесения записи в трудовую книжку, выплаты отпускных или командировочных, лишения премии и т.д.

Порядок составления и оформления приказов по личному составу

Для любого приказа по личному составу должно быть основание.

Например, если сотрудник уходит в отпуск, основанием будет его заявление. Если нужно наказать за опоздание или прогул – докладная записка руководителя структурного подразделения, акт отсутствия на рабочем месте, объяснительная записка сотрудника.

Раньше работодатели должны были использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата № 1 от 05.01.2004. Теперь такого требования нет, но многие по-прежнему пользуются готовыми формами из этого приказа, т.к. это удобно.

В то же время, никто не запрещает работодателям разрабатывать свои формы приказов. Главное, чтобы в них были обязательные элементы:

  • наименование документа;
  • номер;
  • дата;
  • название организации;
  • смысловая часть;
  • Ф.И.О. сотрудника, которого касается приказ;
  • основание;
  • отметка об ознакомлении сотрудника с документом;
  • подпись руководителя организации либо другого уполномоченного лица.

При этом нужно помнить, что многие приказы по личному составу относятся к первичным документам, т.к. служат основанием для оплаты. Поэтому, они должны содержать обязательные для «первички» реквизиты: наименование, дату составления, название компании, суть хозяйственной операции и др.

Можно оформить сводный приказ на группу сотрудников, перечислив Ф.И.О. каждого.

Важно!

Если компания использует не унифицированные приказы, а самостоятельно разработанные бланки или видоизмененные унифицированные, нужно утвердить их руководителем и закрепить в ЛНА компании. Например, в инструкции по кадровому делопроизводству. Документы, которые служат основанием для выплат и являются «первичкой», должны быть закреплены в учетной политике.

Советуем прочитать:  Увольнение сотрудника

Образец приказа по личному составу:

Образец приказа по личному составу

Следите, чтобы формулировки совпадали с формулировками ТК РФ. Так, некоторые работодатели по привычке продолжают применять такое дисциплинарное взыскание как строгий выговор. Но в действующей редакции Трудового кодекса есть только замечание и выговор.

За неверную формулировку можно получить штраф при проверке трудинспекции. К тому же такой приказ не может быть основанием для увольнения.

Вот почему важно, чтобы кадровыми документами занимались специалисты, подкованные в вопросах трудового законодательства, а не случайные работники в качестве дополнительной нагрузки (бухгалтеры, секретари, и т.д.).

Учет приказов по личному составу

Кадровые приказы нужно регистрировать в отдельном журнале. Строго установленной формы журнала нет Образец записи в едином журнале регистрации без классификации по видам – см. ниже).

В зависимости от размеров компании и количества приказов можно вести как один перечень приказов по личному составу, так и отдельные – по ситуациям:

  • приему на работу;
  • увольнениям;
  • отпускам;
  • командировкам и т.д.

Журнал регистрации приказов по личному составу выглядит так:

Журнал регистрации приказов по личному составу

Форму журнала нужно закрепить в локальном нормативном акте.

Порядок оформления

Ведение в удобной для предприятия форме не отменяет требования соблюдения правил, предусмотренных для подобной документации. Титульный лист обязан содержать информацию о дате начала внесения записей и окончания.

Для ведения каждой книги назначается ответственный сотрудник, информация о котором размещается:

  • на титульной странице;
  • на последнем листе;
  • в конце каждой страницы при ведении в электронном виде.

Книга принадлежит к документации строгой отчётности, предусматривающей обеспечение сохранности путём предотвращения извлечения или дополнительной вставки новых листов. Страницы пронумеровываются, прошнуровываются и с обратной стороны скрепляются подписью руководителя и печатью организации, дающей возможность зарегистрировать журнал и осуществлять его дальнейшее ведение.

Подтирки, подчистки и замазки специальными средствами категорически запрещены. В случае ошибочного внесения записи она подлежит корректировке путём зачёркивания одной чертой с внесением подписи работника, совершившего ошибку, и внесение правильной записи в ту же графу. Сотрудник, ответственный за ведение, назначается ответственным за хранение.

Как часто необходимо вносить информацию и нужно ли вести журнал ежедневно? Соответствующая информация вносятся по мере формирования распоряжений, а соблюдение выполнения регламентируется внутренними документами, позволяющими проводить проверку в присутствии назначенного ответственного лица.

Adblock
detector