Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.
Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев.
Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?
Инспектор ошибся — компания сэкономила
Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.
- вводная часть;
- факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
- итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.
На что стоит обратить внимание в акте?
- Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
- Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
- Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
- Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
- Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
- Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.
Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено
В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании.
Согласно подп. 4 п. 1 ст.
32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.
Как оспорить акт камеральной проверки
Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы.
Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п.
5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.
После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.
ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование.
Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.
Сроки по взысканию долга и оспариванию решения
5 месяцев спустя
В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства.
Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.
Что такое камеральная проверка?
Начнем вот с чего: как только Вы сдали налоговую в декларацию – началась камералка.
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения всех норм законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации.
Иными словами – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц.
Чем выездная налоговая проверка отличается от камеральной?
Для камеральной проверки не требуется решения руководителя ИФНС, в отличие от выездной. Поверка начинается сразу по факту сдачи налоговой декларации. Что касается уведомлений о начале камеральной проверки, то они налогоплательщику не направляются. А периодичность камералки напрямую зависит от частоты сдачи отчетности налогоплательщиком.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Иными словами в самой инспекции. Для этого в ИФНС есть соответствующий отдел.
В каких случаях налоговая может истребовать документы и пояснения?
Противоречия и ошибки в декларациях
Если выявлена техническая (счетная) ошибка либо явные несоответствия финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию)
Возмещение НДС
В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.
Подача уточненной декларации
Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета
Льготы в декларациях
Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу
Декларация по прибыли с убытком
В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.
Сроки проведения камеральной проверки
Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля ( письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606 ).
В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.