Военный суд

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Он рассматривает в первой инстанции все гражданские, административные и уголовные дела, за исключением тех, которые подсудны вышестоящим военным судам. По гражданским делам он уполномочен также пересматривать свои вступившие в силу решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Гарнизонный военный суд разрешает также все другие вопросы, отнесенные к подсудности судов первого звена всех судов общей юрисдикции, — принимает решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве следственных действий, ограничивающих права и свободы личности, рассматривает жалобы на действия и решения следователя и прокурора и др.

Все дела, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Председатель и заместитель председателя гарнизонного военного суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель организовывает деятельность суда и осуществляет руководство им – распределяет обязанности между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе; представляет суд в гос.органах, общественных организациях и ОМС; может также принимать к своему рассмотрению дела и председательствовать на судебном заседании.

Как осуществляется рассмотрение дел военным судом

Военные суды предназначены для осуществления правосудия в отношении военнослужащих, военных организаций, гражданских лиц у которых возникли конфликты с военнослужащими или военными организациями. В части осуществления правосудия по уголовным делам, военные суды имеют право выносить приговоры в отношении гражданских лиц, принимавших участие в совершении преступления в соучастии с военнослужащим (-щими).

Закон предусматривает, что военные суды должны располагаться на территории, доступной любой категории граждан, а не только военнослужащим. То есть, их запрещено размещать на охраняемой территории воинских частей, доступ на которую ограничен пропускным режимом.

Незначительно отличается рассмотрение дел военным судом от судов общей юрисдикции имеют в подсудности. В военных судах нет мировых судей. Объясняется это тем, что к военной юрисдикции не относятся вопросы семейного права- расторжение брака и раздел имущества между супругами, выдача судебного приказа на взыскание алиментов и рассмотрение правонарушений в области дорожного движения, которые составляют большую часть дел, рассматриваемых мировыми судьями.

В части уголовного судопроизводства к компетенции мировых судей отнесены конкретные составы преступлений незначительной тяжести, срок наказания за которые не может превышать 3-х лет. Ни одно из перечисленных преступлений не относится к категории воинских.

Задачи военных судов при осуществлении правосудия

Военная судебная система в части решения задач, стоящей перед ним, не отличается от других звеньев судебной системы. Задачи изложены в ст. 4 ФКЗ № 1:

  1. Восстановление справедливости в случае нарушения охраняемых законом прав и свобод граждан, защита интересов юридических лиц и организаций, действующих в интересах Министерства Обороны РФ и других государственных структур, в которых предусмотрена военная служба.
  2. Защита интересов воинских формирований и организаций при их взаимодействии с органами местного самоуправления;
  3. Защита интересов органов госвласти и госуправления в сфере осуществления военной деятельности, интересов субъектов Федерации и государства в целом.

Принцип независимости военных судов

Являясь самостоятельной структурой Верховного суда РФ, военные суды самостоятельны и независимы в принятии решений. Учитывая, что они осуществляют юрисдикцию в строго определенной, очень специфической области, работники судов подчиняются только Конституции РФ и законам, регулирующим деятельность военных судов. Военное руководство не вправе оказывать воздействие на деятельность судов.

Советуем прочитать:  Как получить категорию а

Исключения составляют только вопросы службы и материально-технического обеспечения, которое осуществляется Министерством Обороны РФ. Военные судью являются военнослужащими, носят военную форму и пользуются всеми льготами и привилегиями, полагающимися военнослужащим. Однако, ни начальник гарнизона, в котором расположен военный суд, ни министр Обороны РФ, не вправе отдавать приказы военным судьям, касающиеся вопросов вынесения решений или приговоров.

Категории дел, рассматриваемых военными судами

Военный суд компетентен рассматривать категории дел:

  1. Споры, вытекающие из нарушений законодательства в области административной юрисдикции. Преимущественно они касаются совершенных военнослужащими административных правонарушений и восстановления справедливости при нарушении порядка управления: отдачи неправомерных приказов, распоряжений, превышения служебных полномочий, не являющихся преступлением.
  2. Уголовные дела по преступлениям, предусмотренным главой 33 УК РФ, а так же иные преступления, за исключением отнесенных к компетенции мировых судей, которые совершены военнослужащими, лицами, призванными на плановые военные сборы, гражданскими лицами совершившими преступление в отношении военнослужащего, или участвовавшими в совершении преступления совместно с военнослужащими. Так же в военные суды могут обращаться граждане, на момент обращения в суд не являющиеся служащими МО РФ, но в отношении которых были совершены противоправные действия в период нахождения их на военной службе или военных сборах.
  3. Гражданские дела по всем категориям, касающимся нарушения прав отдельных военнослужащих, их объединений, воинских юридических лиц, а так же гражданских лиц, предъявляющих требования в военнослужащим или военным организациям.
  4. Отдельной категорией является рассмотрение дел военными судами по обращениям военнослужащих и гражданских лиц в части возмещения компенсаций за несвоевременное осуществление правосудия или исполнения решения военного суда. В этом случае речь идет об обращении в вышестоящий военный суд, действующий в качестве кассационной или апелляционной инстанции, в котором обжалуется решение (приговор) суда, вынесенный нижестоящим судом.

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

Советуем прочитать:  212

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ, в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих.

Советуем прочитать:  Как выбрать роддом

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

История Трибунал не всегда бывает военным.

Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс. Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

  1. Высший или Генеральный. Он рассматривал дела о наиболее важных преступлениях, совершенных высшими армейскими чинами.
  2. Низший (Полковой). Ему были подсудны нижние чины и офицеры. Его можно назвать аналогом современных гарнизонных судов.
  3. «Скорорешительный». Его можно назвать аналогом военно-полевых судов советской эпохи. К услугам данного органа прибегали в условиях военного времени, когда дела нужно было рассматривать быстро.

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким.

Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Adblock
detector