1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц.
Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст.
2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль.
Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.
3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.
4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии); 5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.
5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст.
23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации.
При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23): а) непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.
СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.
7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.
8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.
Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.
9. Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.
10. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).
11. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.
12. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст.
ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными.
В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169.
Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
13. Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст.
169 УК) исчисляется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е.
в неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.
14. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст.
286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч.
3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. коммент.
к ст. 17).
15. Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).
Другой комментарий к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации
Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.
В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта.
Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).
По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.
Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.
В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.
Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.
Наказание, предусмотренное в УК РФ
Любые противоправные действия в отношении предпринимательства в итоге предусматривают различные виды наказаний, закреплённые в УК РФ. Здесь же, в уголовном кодексе раскрываются характеристики основного и дополнительного объекта преступления.
Саморегулирование предпринимательской деятельности — что это такое
Основной объект противоправного действия (преступления) – должностное лицо. В его руках сосредоточено управление предприятием. На него же возложена необходимость решать важные вопросы, связанные с предпринимательством
Обратите внимание! Дополнительный объект преступления отражён в конституционном праве граждан свободно использовать свои способности, материальные ценности (имущество), чтобы вести предпринимательскую либо иную экономическую деятельность, не запрещенную законом.
В рамки Уголовного кодекса включены понятия состава преступного действия и ответной санкционной составляющей по совершённому противоправному деянию. Мера наказания устанавливается статьёй 169 УК РФ, которая рассматривает проблему воспрепятствования ведению предпринимательства. С юридической стороны обоснует перечень факторов затрудняющих вести законное предпринимательство.
В первой части статьи 169 УК РФ внимание заостряется на трёх основных видах, характеризующих воспрепятствование предпринимательской деятельности УК РФ. Прежде всего, речь идёт:
- об отказе зарегистрировать или выдать лицензию для законного обоснования ведения определённого вида бизнес-деятельности;
- об уклонении исполнительными органами от проведения регистрирования юридических лиц различных категорий или ИП и соответственно дальнейшей потери ими возможности встать на налоговый учёт;
- об ограничении законных прав и интересов различных бизнес-категорий.
Наказание
Если представителем исполнительной власти, проводящим регистрацию, используется его служебное положение, и в итоге происходит противоправное действие, означенное в перечне актов преступного характера, данное лицо наказывается штрафом, регламентируемым от 200 тысяч до 500 тысяч рублей*. Это установленный размер заработка или иной формы дохода лица, осужденного на восемнадцать месяцев.
Читайте также: Оскорбление на рабочем месте: статья, наказание, докладная, образец иска на возмещение морального вреда 2021
Наказанием может стать лишение обвинённого должностного лица права в течение трёх лет вести работу на определённых должностях, заниматься определёнными видами деятельности. Дополнительно обвиняемый выплачивает штраф в размере до 80 тысяч рублей. Эта сумма соответствует размеру заработка, иного дохода, получаемого осуждённым за полгода.
Ещё одним видом наказания становятся обязательные работы, на которые отводится триста шестьдесят часов.
Кто такие субъекты предпринимательской деятельности
Деятельность, представленная как предпринимательство, охарактеризована в Гражданском кодексе. Она представляет действия индивидуального характера, выполняемые с целью получения дохода лицами, официально зарегистрированными в инспекции. В России регистрацию проводят органы, именующиеся исполнительной властью Российской Федерации.
Желающим открыть ИП, создать коммерческую организацию, компанию, фирму дано право начать вести бизнес только после того, как их предпринимательская деятельность прошла регистрацию.
Уведомление о начале предпринимательской деятельности в Роспотребнадзор
Соответственно субъектами предпринимательской деятельности являются упомянутые физические и юридические лица. Те, кто, базируясь на постоянной профессиональной основе, занимается предпринимательством.
Важно! Зарегистрировать своё дело необходимо в срок, ограниченный 5-ю рабочими днями. Отсчёт начинается со дня, когда все необходимые документы сданы в инспекцию.
Указанные субъекты закон наделяет правами и обязанностями, предоставляет им определённую хозяйственную компетенцию. Им предоставлено право обособленно распоряжаться имуществом, которое необходимо им для ведения предпринимательской деятельности. Их регистрация должна проводиться в установленном порядке.
Данная процедура, отметим это повторно, наделяет их правами, а также обязанностями вести дела от собственного имени, проводить различные хозяйственные, финансовые операции в законодательно защищённых рамках.
Понятие вида субъекта представляющего предпринимательскую деятельность относят к следующим категориям:
- к ИП — физическим лицам, прошедшим регистрацию в соответствующей форме, осуществляющим предпринимательские действия, не образуя юридические лица;
- к товариществам и обществам, проводящим хозяйственную деятельность — коммерческим организациям, созданным на основании разделения финансовых долей (вкладов) со стороны учредителей, имеющим общий уставной капитал;
- к акционерным обществам с уставным капиталом, разделённым на акции участников соответствующих акционерных обществ;
- к унитарным предприятиям, признанным коммерческими организациями, не наделенными со стороны собственника правами распоряжаться закрепленным за ними имуществом.
Субъекты предпринимательства
Судебная практика
На 2021 год следственными органами и судами ст. 169 УК РФ практикуется достаточно редко. Объясняется это тем, что диспозиция сложна в толковании, её довольно сложно разграничить с многочисленными составами коррупционных и должностных преступлений.
Так или иначе, практика вынесения приговоров в отношении чиновников за препятствие предпринимательской деятельности в нашей стране — есть.
Так, Приговором Радищевского районного суда Ульяновской области по делу №22-1594/2014 подсудимый Бимеев Р.Х. был признан виновным по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за навязывание консультационных услуг, в которых предприятие не нуждалось.
Приговором Мирового судьи судебного участка №2 Первомайского судебного района г. Кирова по делу №10-11/2017 Кошкин П.В. осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за вмешательство в работу предприятия.
Приговором Заинского городского суда Республики Татарстан по делу №1-76/2017 Галимова Г.М. осуждена по совокупности преступлений (включая ч. 1 ст. 169 УК РФ).