В процедуре создания юридического лица выделяют несколько этапов:
- Принятие решения об учреждении юридического лица. При создании юрлица одним лицом достаточно единоличного решения учредителя. Если учреждение юридического лица происходит несколькими лицами, то решение о его создании должно быть единогласным.
- Государственная регистрация юридического лица. Осуществляется соответствующим государственным органом непосредственно по месту нахождения действующего исполнительного органа юрлица, а в случае его отсутствия — по месту нахождения органа (лица), которое обладает правом действовать без доверенности от имени юридического лица.
Сведения, которые необходимо указать в решении о создании юридического лица:
- дата учреждения юридического лица;
- порядок утверждения устава;
- порядок, способы, размер, сроки образования имущества;
- назначение (избрание) его органов;
- результаты голосования учредителей, порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица (ст. 50.1 ГК).
Учредительные документы определяют правовое положение юридического лица. Таким учредительным документом является устав. Хозяйственные товарищества функционируют на основании учредительного договора, который имеет юридическую силу устава. Государственные корпорации осуществляют свою деятельность на основании закона о соответствующих корпорациях.
Учредительные документы включают следующие сведения:
- наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма;
- порядок управления деятельностью;
- место нахождения;
- сведения о правах акционеров;
- размер уставного капитала;
- размещаемые акции и др.
В уставе унитарных предприятий, некоммерческих организаций содержатся сведения о целях и предмете их деятельности.
Юридическое лицо регистрируют и при наличии типового устава. Уполномоченные государственные органы утверждают формы типовых уставов. В Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ) включены сведения, что юридическое лицо функционирует на основании типового устава.
Федеральная налоговая служба (включая территориальные органы) является государственным органом, который уполномочен в области регистрации коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций подобным органом является Министерство юстиции РФ (территориальные органы), для кредитных организаций – Банк России.
Регистрация юридических лиц
В законодательстве установлен единый порядок регистрации юридических лиц, вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида. Федеральные законы могут устанавливать особенности регистрации некоторых видов юридических лиц (страховых организаций, банков, религиозных организаций, политических партий и т.д.).
Закон исчерпывающим образом определяет перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Требования государственного органа предоставить другие документы – незаконно. Документы о создании юрлица подаются в территориальный регистрирующий орган или через центр государственных и муниципальных услуг.
До совершения государственной регистрации регистрирующий орган должен проверить содержащиеся в документах сведения на предмет их достоверности. Проверка документов происходит по формальному признаку (согласно законодательству) и по содержанию (их соответствие действительности). При выявлении несоответствия сведений в документах, поданных на регистрацию, производится отказ в государственной регистрации.
Например, основанием для отказа может послужить недостоверность сведений об адресе юридического лица.
Государственная регистрация должна пройти не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Все сведения о вновь созданном юридическом лице и его регистрации фиксируются в ЕГРЮЛ, открытом для всеобщего ознакомления. В отношении сведений, касающихся юридического лица действует принцип публичной достоверности.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности перед контрагентом за недостаточность или недостоверность сведений, содержащихся в реестр, в следующих случаях:
Где проводится
Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы.
Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.
Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.
Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.
Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.
Процесс, через который нужно пройти, довольно простой. Представим его в форме небольшой схемы:
У принявшего бумаги сотрудника есть 5 суток, чтобы принять решение в соответствии с правомерностью и законом. Если все было подготовлено и собрано правильно, то обычно выдается свидетельство. Но если специалист решит, что новое заведение будет мешать людям по соседству — возникнут проблемы.
Законом не запрещено регистрировать ООО на адрес, где проживает директор. Но важно, чтобы предстоящее производство не нарушало права и свободы граждан, которые проживают в том же доме или рядом.
Какие документы могут оказаться нужны для создания, оформления и регистрации юр лица в ближайшей налоговой — схема
Помните, что с 2018 года каждого предпринимателя, который планирует открыть свое дело, обязывают указывать электронную почту. Поэтому стоит подготовиться, если его нет, то заранее создать, чтобы не пришлось это делать в спешке в последний момент. Кроме того, почта значительно ускоряет многие процессы, которые происходят в любой компании.
Давайте разберемся, что еще понадобится.
Согласно законодательству есть определенный пакет документации, которые точно потребуются, если вдруг захочется открыть свое дело.
- заявление от собственника или будущих владельцев;
- подготовить решение от единственного предпринимателя или в виде протокола собрания, договора или иного подтверждения;
- подлинники учредительных документов и их копии, заверенные у нотариуса;
- выписка из реестра иностранных юр лиц или иное доказательство статуса учредителя из другой страны, если он имеется;
- квитанция, которая докажет, что госпошлина была оплачена.
Рассмотрим некоторые пункты подробнее, чтобы не оставалось вопросов, как сделать и оформить юридическое лицо. Помните, что государственный служащий не имеет права требовать бумаги, которые не указаны как обязательные согласно 129-ФЗ от 8.08.2001.
Заявление
Законодательно утверждена определенная форма бланка, которую необходимо соблюдать. Образец легко отыскать на сайте ФНС или взять сразу у служащего, который будет принимать пакет документации.
Обязательно прописывать все данные, которые есть в учредительных документах. Если в уставных или иных файлах не окажется какой-то информации, которая потребуется для регистрации юр лица — это значит, что нарушен порядок. Чтобы обзавестись свидетельством в дальнейшем, придется сначала исправить недоработки устава.
В заявлении всего 11 страниц, все они обязательны к заполнению. Важно сделать это корректно и без помарок или ошибок, иначе придется переписывать.
Что следует внимательно указывать и перепроверять корректность перед сдачей госслужащему:
- юридический адрес;
- сумма уставного капитала;
- указаны ли все учредители с Ф. И. О. и долей в УК, а также их статус в образующейся фирме;
- чем планируют заниматься;
- кто подает бумаги.