Во-первых, к ней относятся долги, по которым истек срок исковой давности. В общем случае он составляет 3 календарных года, но может быть прерван:
- подписан акт сверки;
- пришло письмо с просьбой о предоставлении отсрочки или признании долга;
- оплачена часть долга, начисленные проценты и т.д.
В этом случае срок давности рассчитывается сначала. Однако он не может длиться дольше 10 лет с момента образования задолженности.
Во-вторых, безнадежными признаются задолженности, обязательство по которым прекращено законодательно (предприятие ликвидировано, изменения отображены в ЕГРЮЛ).
В-третьих, если имеется постановление судебных приставов о прекращении исполнительного производства. Исполнительный лист возвращен взыскателю при следующих основаниях:
- место нахождения должника неизвестно, невозможно получить достоверную информацию об имуществе, денежных средствах, банковских счетах;
- у должника отсутствует имущество, которое может быть взыскано в счет погашения имеющихся обязательств.
Еще безнадежными признаются долги гражданина-банкрота, по которым он освобождается от обязательств (они будут считаться погашенными).
Примечание от автора! Если дебиторская задолженность возникла у индивидуального предпринимателя, то его исключение из ЕГРИП – не основание для списания долга. Безнадежными в данном случае будут признаны долги в случае смерти ИП или вынесения судебными приставами решения о невозможности взыскания средств.
Документальное оформление списания
Так как дебиторские задолженности могут составлять значительные суммы, налоговые органы тщательно проверяют обоснованность списания данных обязательств.
Для того чтобы избежать вопросов со стороны налоговиков, необходимо:
- Составить приказ о проведении инвентаризации активов и обязательств компании. Результаты проведенной инвентаризации занести в ИНВ-17 (бланк не обязателен к использованию, может быть разработан собственный). Для пользователей программных продуктов 1С предусмотрена автоматическая инвентаризация расчетов с возможностью распечатки результатов.
Инвентаризация расчетов в 1С: Предприятие 8.2
Проводки по списанию
На сомнительные дебиторские задолженности в бухучете компании должны создавать резервы. Данная обязанность распространяется на все организации, включая малые предприятия. Создание резерва в бухгалтерском учете отображается проводками Дт91 Кт63.
Если компания работает только по предоплате, то оснований для возникновения сомнительных долгов не возникает, резерв можно не создавать. Но в учетной политике компании данный факт не стоит отображать, потому что законодательно права не создавать резерв не предоставляется никому.
- Списание безнадежной дебиторской задолженности за счет созданного резерва по сомнительным долгам отображается проводкой Дт63 Кт62 (76 в зависимости от счета учета расчетов с контрагентом).
- Если долг, не возможный к взысканию, превышает созданный резерв, разница между суммами списывается в состав прочих расходов компании: Дт91.02 Кт62 (76).
- Если долг стал безнадежным внезапно и резерв не был создан (например, пришло известие о ликвидации компании), сумма списывается также в состав прочих издержек: Дт91.02 Кт62 (76).
Списанная задолженность отображается на забалансовом счете 007 в течение 5 лет, а затем списывается окончательно. Списанные долги отображаются в разрезе каждого контрагента фирмы.
Примечание! Если имеется непогашенная дебиторская задолженность и одновременно с ней кредиторская задолженность перед данным контрагентом, необходимо произвести сначала взаимозачет требований, а потом списывать оставшуюся сумму долга.
Практический пример
10 октября 2016 года ООО «Солнышко» отгрузило товар на склад ООО «Якорь». Общая стоимость отгрузки составила 45 000 руб. (в т.ч.
НДС 18% ‒ 6 864,41). Срок оплаты товара по заключенному договору поставки – не позднее 1 ноября 2016 года. Так как сотрудничество с фирмой происходило несколько лет, «Солнышко» не стало создавать резерв на всю сумму договора, а создало только на 35 тыс.
рублей.
После отгрузки ООО «Якорь» перестало отвечать на звонки поставщика, свои обязательства не выполнило. В ноябре 2019 года руководство ООО «Солнышко» составила необходимые документы по списанию безнадежной задолженности по истечении 3 лет.
Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям:
2016 год
Дт62 Кт90.01
38 135,59 руб. – отображена выручка компании.
Дт90.03 Кт68.02
6 864,41 руб. – начислен НДС
Дт90.02 Кт41
25 000 – списана себестоимость отгруженных товаров
Дт91.02 Кт63
35 000 – сформирован резерв на случай образования долга
2019 год
Дт63 Кт62
35 000 – списание части долга в счет резерва
Дт91.02 Кт62
10 000 – часть безнадежного долга отнесена в состав прочих затрат
Дт007
45 000 – отображение задолженности на забалансовом счете.
Налоговый учет при списании безнадежных долгов
В налоговом учете формирование резерва по сомнительным долгам – право компании, а не обязательность. Соответственно, если резерв был сформирован, то долги списываются за счет него, если нет – списание отображается во внереализационных расходах.
Следует иметь в виду! Включить в расходы невозможную к взысканию дебиторскую задолженность допустимо только компаниям, рассчитывающим налог на прибыль методом начисления.
Компании, выбравшие упрощенную систему налогообложения, а также плательщики ЕНВД не могут учесть списание в расходах в налоговом учете.
Если компании приняла к вычету НДС от уплаченных поставщику авансов, а потом списала данный платеж как безнадежный, сумму принятого к вычету налога необходимо восстановить.
Если компании признала безнадежным обязательство физического лица и отобразила списание долга в расходах, то ей необходимо перечислить НДФЛ с суммы списанной задолженности. Данное правило касается только взаимозависимых с организацией физических лиц.
Списание кредиторской задолженности, проводки в 1С 8.3
Изучим на примере с проводками как в 1С 8.3 списать кредиторскую задолженность.
В ходе ежемесячной проверки контрагентов обнаружено, что поставщик ООО «СПЕЦГОСТ-ФИРМА» исключен из ЕГРЮЛ.
В учете числится кредиторская задолженность перед данной организацией в сумме 70 800 руб. (в т. ч. НДС 18%, принят к вычету во 2 квартале).
Формирование акта инвентаризации расчетов
Проведите инвентаризацию расчетов с контрагентом и отразите ее результаты в 1С документом Акт инвентаризации расчетов через Покупки — Расчеты с контрагентами — Акты инвентаризации расчетов .