Палаты суда упразднены. Все полномочия осуществляются им в полном составе.
-назначается на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей.
— по инициативе не менее 5 судей, считающих, что председатель недобросовестно исполнять свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности.
— решение о досрочном освобождении от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.
Заместители Председателя – 2 шт.:
— назначаются СФ по представлению Президента;
— осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные функции, возложенные на них Председателем.
Научно-консультативный совет – все судьи КС + представители судейского сообщества.
— 4 управления по отраслям (частное право, публичное право, уголовное право, международное право) – анализ и подготовка будущих решений КС РФ
Компетенция кс рф
4 группы полномочий:
Конституционные полномочия (ст. 125 К, ст. 100 К, ст. 104 К):
а) разрешает дела о соответствии Конституции:
— федеральных законов (в т.ч. ФКЗ);
— нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;
— конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по предметам ведения РФ и по предметам совместно ведения;
— договоры между органами государственной власти.
б) разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ (пример – вступление в ВТО);
в) дает толкование Конституции;
г) дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;
д) разрешает споры о компетенции:
— между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;
— между высшими государственными органами субъектов РФ;
е) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (конкретный нормоконтроль)
ё) обращение с посланиями к СФ и ГД – посланиями о состоянии конституционной законности – их не было с 1993 года.
ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст. 104 КС РФ)
Полномочия, закрепленные в ФКЗ о КС:
а) все конституционные полномочия
б) ФКЗ указывает, что КС осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему:
-договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
Полномочия, закрепленные в других ФКЗ и ФЗ:
а) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ (подп. 1 п.1 ст. 29)»:
-проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам Уполномоченного на нарушение конституционных прав и свобод граждан заком.
б) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.6 ст. 35):
— проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям Генерального прокурора РФ.
в) ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (ст. 7 п.4):
— проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта РФ.
г) ФКЗ «О референдуме РФ» (ч. 17 ст. 15):
— проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу ВС РФ о признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ.
Полномочия, закрепленные в решениях КС:
а) П. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 №7-п.
Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.
б) п. 3.1.1 и п. 3.2. мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 г. №715-О-П.
Конституционно-правовое истолкование правовых норм, не содержащихся в Конституции РФ («выявление конституционного смысла действующего права», «конституционное истолкование нормативного акта или отдельного его положени»)
Устройство КС
Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч.
2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч.
4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании.
Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30).
Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ).
На данный момент их 12.
После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них
Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС).
Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст.
9 ФКЗ о КС).
Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).
Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.
Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).
Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.
Правовое положение судьи
Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76).
Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч.
3 ст. 43, ч. 5 ст.
70).
Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.
Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).
Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).
Процедуры конституционного судопроизводства
В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.
Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).
Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1).
При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).
Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).