В процессе деятельности любая организация взаимодействует с внешним миром, будь то контрагенты или контролирующие органы, посторонние физические лица – возможные потребители услуг или благотворительные организации. В связи с этим различаются следующие виды писем:
- и ответы на них;
- письма-предложения;
- письма-претензии;
- письма-напоминания; ;
- информационные письма; и многие другие.
Все эти документы могут считаться служебными письмами.
Форма служебного письма
Организации, как правило, самостоятельно разрабатывают формы служебных писем на разные случаи жизни и закрепляют их образцы в Инструкции по делопроизводству. На нашем сайте представлен многофункциональный шаблон служебного письма, которым можно воспользоваться для своих нужд.
В служебном письме вне зависимости от его подвида должны иметься следующие структурные элементы:
- «шапка», содержащая реквизиты организации (при отправлении письма на бланке ее заменит бланк);
- название письма (опционально, но желательно);
- вступление, в котором излагаются поводы для написания письма («Во исполнение договора…», «С целью организации мероприятия…», «На основании вашего запроса…»;
- непосредственно текст письма, содержащий в себе изложение просьбы/информации и т.п.;
- завершающая часть, в которой, если необходимо, указываются просьба, пожелание, выражается надежда на сотрудничество;
- список приложений, если имеются;
- подпись руководителя – автора письма.
После подписания руководителем письму присваиваются дата и исходящий номер.
Понятие
Служебное письмо относится к документам, различаемым по содержанию, теме. Оно используется для связи между организациями, организационными подразделениями в компании, клиентами и коллегами по бизнесу. Письма предоставляют адресату различные данные: они информируют, предупреждают, напоминают и т. д.
Обмен подобными письмами является одним из видов делового общения. Поэтому следует направить внимание на стиль выражения и написания в письме, так как в зависимости от этого создается общее впечатление о получателе. Однако есть шаблоны, формирующие официальные письма. Также есть ряд деталей, которые должны быть включены в подобное письмо.
Текст каждого типа письма должен быть коротким, компетентным, содержать четкие и точные данные.
Служебное письмо — это письменный документ, который может быть:
- ответом на более ранние запросы и документы;
- сопроводительным элементом к прочим документам;
- инициативным письмом.
Систематизация корреспонденции может проводиться по разным основаниям, которые могут быть связаны с назначением и содержанием документов, их значимостью и срочностью, значением при решении определенных задач, статусом автора и адресата, чертами материального носителя и способа регистрации, технологией передачи и внедрения средств связи, функцией обработки в системах управления.
Перечень обстоятельств для классификации видов служебных писем чрезвычайно широк. На разных этапах создания, передачи и использования деловой информации решаются определенные задачи и используются надлежащие атрибуты систематизации документов.
В зависимости от информации, которая представлена в подобного рода документах, выделяют следующие виды служебных писем:
- Информационное: адресат проинформирован о чем-либо.
- Сопроводительное: если получателю отправлены, кроме письма, остальные документы.
- Извещение: адресат информирует отправителя о получении от него корреспонденции (документы, посылки, переводы и т. д.).
- Гарантийное: если оно подтверждает реализацию определенных обязанностей. Данный тип официального письма имеет юридическую силу. Содержащаяся в нем информация обязана быть представлена верно, без двусмысленности. В отличие от всех остальных официальных писем, обязательно проставление визы руководителя и бухгалтера, и печати компании.
- Сообщение: направление внимания о том, что получатель предоставляет факты, которые его интересуют.
- Приглашение: адресат информируется об организации общественных мероприятий (конференций, семинаров, конкурсов) и приглашается на них.
Эти типы официальных писем являются основными. Однако существует много других взглядов на классификацию служебных писем:
- запрос: направляется в компанию с запросом любой информации;
- требование: в нем требуется исполнение определенных обязательств;
- ответ: это ответ на запрос, предложение;
- претензия с указанием несоответствий в процессе выполнения договоров, его назначение — побудить адресата заплатить штраф, который связан с этим;
- поздравления, отправленные во время официальных праздников;
- благодарность: ориентирована компании, ее работнику либо одному лицу в качестве ответа на любые деяния, которые имеют положительные результаты;
- запрос является одним из более распространенных типов официальных писем, так как во время работы компании существует огромное количество ситуаций, в которых необходимо что-то просить.
Обычно служебное письмо охватывает лишь один вопрос. Один получатель получает столько писем, сколько вопросов необходимо решить. Объединение нескольких вопросов в одно письмо может быть только в том случае, если они соединены вместе.
Особенности составления служебных писем
К служебным письмам предъявляются те же требования, что и к аналогичного рода документам, направляемым в другие организации:
- письмо должно быть написано грамотно, делопроизводственным языком, с употреблением общепринятых форм вежливого обращения;
- письмо подписывается лицом, имеющим право вести официальную переписку от имени организации;
- письмо составляется на имя лица, обладающего компетенцией в разрешении вопросов или предоставлении необходимых сведений (в случае если речь идет о письме — запросе информации или документов, согласовании мероприятия или иных действий);
- письмо составляется на фирменном бланке организации или на бланке с указанием реквизитов организации, позволяющих однозначно идентифицировать отправителя;
- поскольку письмо направляется почтой, в случаях, когда необходимо оперативное решение вопросов, рекомендуется продублировать его электронной почтой с указанием на то, что оригинал будет направлен почтой.
Реквизиты
Рассмотрим, какие основные реквизиты должны быть отражены в исследуемом документе.
Служебные письма составляются на фирменном бланке организации, специально созданном для этого вида корреспонденции. Структуры разрабатываются и утверждаются специальной службой.
Необходимо непременно указывать следующие реквизиты служебного письма:
- заглавие компании (организация, компания);
- отдел, в который отправляется официальное письмо;
- должность исполняющего лица, его полное имя и фамилия;
- адрес получателя;
- дата, исходящий номер письма и, если это ответное письмо, то номера и даты тех документов, на которые был написан ответ;
- заглавие должно быть написано в одном предложении. Если письмо небольшое, то заглавие не требуется.
Отмеченные на письме знаки и резолюции о получении также относятся к деталям письма.
Детальная информация о «номере исходящего и входящего документа» записывается в журналах исходящей и входящей корреспонденции.
Основы оформления
Обычным примером служебного письма является документ формата А4, при этом детали располагаются в верхнем углу. В середине бланка реквизиты располагают редко, в основном муниципальные учреждения употребляют эту форму. В случае писем с маленьким размером текста (менее 8 строк) допускается формат A5.
При написании необходимо обратить внимание на следующие моменты по оформлению служебного письма:
- оно должно быть написано на специальном бланке;
- форма обязана содержать все детали организации;
- готовое к отправке письмо должно содержать все нужные данные: дату, исходящий номер, получателя, заглавие, реальный текст, указание возможных приложений, нужные подписи, в некоторых вариантах — печать, детали официального письма также содержат примечания об одобрении и разрешении;
- в организации, в которую было отправлено письмо, после его получения на нем располагается примечание о его направлении в архив;
- верно представленное письмо подписывается официальным лицом;
- вся информация, представленная в письме, обязана быть четкой;
- письма составляются в двух экземплярах, один из которых отправляется, а другой остается в организации;
- тип письма составляется на базе содержащейся в нем информации: письма с вопросом, письма-напоминания и т. д.
Основные требования
Среди основных требований к служебным письмам можно представить:
- Изначально надо конкретизировать цель письма.
- Обозначить вид или его тип.
- Мысли надо излагать четко и ясно.
- Прописать ожидаемые от адресата действия.
- Определить срочность письма.
- Стиль письма должен быть официально-деловым с направленностью на сотрудничество.
- Суть претензии надо излагать точно и четко.
- Факты должны быть конкретными и реальными.
- Правильное размещение реквизитов.
- Текст должен быть отредактированным и не содержать ошибок.
- Не применять категоричных выражений.
Основные правила
Для того чтобы понять, как написать служебное письмо, необходимо знать базовые правила. Среди них можно выделить:
- составляется письмо на фирменном бланке компании, который разрабатывается заранее;
- обязательно указание реквизитов;
- рассмотрение только одного вопроса;
- информация излагается кратко, но понятно;
- при наличии нескольких адресатов сначала указывается основной, а далее — все остальные.
Основы написания
В таблице ниже представлены основы написания отдельных моментов служебного письма.
Указываются: дата, номер, ссылки на документы, заголовок.
Реквизиты, составляющие служебное письмо:
Описание обстоятельств, из-за которых требуется написание письма. Ссылка на правовые нормы
Конкретные требования, разъяснения и убеждения. Можно излагать конкретные цифры
Последствия, которые наступят при уклонении от требований.
Приложения присутствуют тогда, когда есть ссылка на них в письме.
Подписи руководства и печать
В примере служебного письма определен порядок действий при его создании:
- изучение обстоятельств вопроса и прилагаемой информации;
- составление проекта письма;
- согласование текста с возможными корректировками и редактированием;
- утверждение письма руководителем;
- окончательное оформление и подписание документа;
- регистрация;
- отправка корреспонденции.
Правила набора текста
Существуют специальные правила набора текста, которые изложены ниже:
- применяют популярный шрифт Times New Roman;
- размер шрифта регламентирован для основного текста: 14, для отметок – 12.
В примере служебного письма определены правила размещения реквизитов:
- междустрочный интервал — 1;
- выравнивание текста «по ширине»;
- автоматическая расстановка переносов;
- промежуток от номера регистрации до заголовка составляет 2 интервала, далее до основного текста – 3 интервала.