- Особенности работы системы отслеживания нарушений с фотофиксацией
- Чем полезен такой метод фиксации нарушений для водителя?
- Нарушения, фиксируемые наиболее часто
- Как можно оспорить такие штрафы
- Размер штрафов ГИБДД за нарушения с камер
- Через сколько дней и когда приходят штрафы с камер
- Где посмотреть фото штрафов с камер
- Давность взыскания штрафа ГИБДД через технаблюдение
- Можно ли лишиться прав за такие нарушения по камере?
- Как работают дорожные камеры
- За что могут штрафовать
- Когда камера ошибается
- Нереальная скорость
- Плата за тень
- Контроль салона
- Езда без номеров
- Парковка в пробке
- Умышленный подлог
- Как оспорить штраф?
- Сколько времени даётся на обжалование?
- Нарушение скоростного режима
- Выезд на выделенную полосу для общественного транспорта
- Нарушение разметки (пересечение сплошной линии)
- Езда по обочине
- Выезд на загруженный перекресток
- Нарушения на пешеходных переходах
- Пересечение стоп-линии
- Проезд на запрещающий сигнал светофора
Сервис очень прост в использовании — для осуществления запроса необходим лишь доступ к интернету. Запрос данных на поиск штрафов занимает несколько секунд.
Два варианта проверки:
- Проверка по автомобилю и водителю. В графы вводится: номер авто, серия и номер СТС, номер водительского удостоверения.
- Проверка по номеру постановления. Для этого нужен только номер постановления.
Если пользователь желает получать уведомления о наличии штрафов, то необходимо при формировании запроса указать адрес своей электронной почты.
Для предоставления данных необходимо заполнить все пустые графы и нажать на кнопку «Найти штраф».
При фиксации нарушения камерами, постановление составляется по гос номеру авто, поэтому штраф будет числиться за собственником ТС, даже если во время съемки камерой за рулем находился другой водитель.
Наличие неоплаченных штрафов может являться препятствием для постановки автомобиля на регистрацию после его продажи. В таком случае можно предварительно, рассматривая вариант покупки, подать запрос на проверку данных.
Сервис позволяет не только посмотреть фото нарушения и проверить наличие штрафов, но и произвести оплату в онлайн режиме. Возврат средств гарантируется, если постановление было оспорено. История платежей сохраняется в личном кабинете клиента, доступ открыт после регистрации.
Для отслеживания информации созданы разделы «Мои автомобили» и «Мои права/водители». Там же есть вкладки «Неоплаченные штрафы» и «Оплаченные штрафы», где любую транзакцию можно найти по УИН или же по фамилии нарушителя.
Особенности работы системы отслеживания нарушений с фотофиксацией
В России уже несколько лет действуют приборы фотофиксации нарушений ПДД. Они работают в автоматическом режиме. Каждый прибор имеет определенный перечень функций (радиус, режим работы, целевая направленность). Техническое устройство должно быть исправно и иметь документы о прохождении поверки.
Для фотофиксации используются:
- Стационарные приборы. Как правило, их размещают на участках, где наблюдается большой поток автомобилей и повышенная аварийность.
- Передвижные (переносные) устройства.
- Приборы, которые используют сотрудники ГИБДД для фото- и видеофиксации нарушений.
В первых двух случаях камера фотографирует нарушение, затем эти кадры передаются в Центр видеофиксации подразделений ГИБДД ГУ МВД России. Постановление о правонарушении составляется без личного присутствия водителя. Инспектор, имея на снимке номер и марку ТС, запрашивает данные о собственнике авто.
Далее, по адресу регистрации владельца машины высылается письмо с протоколом и постановлением о правонарушении, к которому прилагается фото, с датой и временем снимка.
В ситуациях, когда правонарушение фиксируется при помощи радара или мобильной камеры сотрудником ГИБДД, постановление составляется на месте событий и вручается водителю в руки.
Чем полезен такой метод фиксации нарушений для водителя?
Автоматические приборы были внедрены с целью предотвращения коррупции, а также для разгрузки работы ведомств ГИБДД ГУ МВД. Фотофиксация нарушений имеет несколько плюсов для водителей:
- Снимок позволяет рассмотреть, зафиксировано именно авто водителя, на чье имя был выписан штраф, или нет. В последнем случае он может быть использован в качестве доказательства для оспаривания штрафа.
- В отношении нарушителя применяются только штрафные санкции. Такая мера, как лишение водительского удостоверения, исключена. Согласно статье 12.9. КоАП РФ, пункт №5, за превышение скорости на величину более 80 километров в час предусмотрен штраф на сумму 5 000 рублей или лишение прав на полгода. Если нарушение зафиксировано автоматическим прибором, то предусмотрен только штраф. Если при фиксации сотрудниками ГИБДД этого же правонарушения повторно предусмотрено лишение ВУ на срок 12 месяцев, то в случае с камерой налагается только штраф суммой 5 000 рублей.
- Уменьшение размера штрафа в случае быстрой оплаты. Как только лицо получает письмо от ГИБДД, начинается отсчет периода для внесения штрафа. Если оплата поступает в течение 20 дней после получения уведомления, то предоставляется скидка в 50%, т.е нарушитель платит вдвое меньше.
Нарушения, фиксируемые наиболее часто
Полный список нарушений ПДД, фиксируемых приборами фото- и видеофиксации, законом не установлен.
Таблица №1. Виды самых распространенных нарушений ПДД, фиксируемых камерами
Проезд на запрещающий сигнал светофора
Штраф 1000 рублей
Выезд за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора
Статья 12.12, пункт 2
Штраф 800 рублей
Поворот из второго ряда (несоблюдение правил маневрирования)
Статья 12.14 пункт 1.1
Штраф 500 рублей
Превышение допустимой скорости движения
Статья 12.9 пункт 2 – превышение на величину 20, но не более 40 км/ч
Штраф 500 рублей
Статья 12.9 пункт 3 – превышение на величину 40, но не более 60 км/ч
Штраф от 1000 до 1500 рублей
Статья 12.9 пункт 4 — превышение на величину 60, но не более 80 км/ч
Штраф от 2000 до 2500 рублей
Статья 12.9 пункт 5 — превышение на величину более 80 км/ч
Штраф 5000 рублей
Выезд на полосу встречного движения
Статья 12.15 пункт 3
Штраф от 1000 до 1500 рублей
Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств.
Статья 12.17 пункт 1.1
Штраф 1500 рублей
Как можно оспорить такие штрафы
Любое постановление об административном правонарушении можно обжаловать в течение 10 дней с момента его оформления. В случае с нарушениями, фиксируемыми камерой, этот срок начинается с момента вручения заказного письма.
Причины, по которым можно оспорить штраф, могут быть следующими:
- На снимке с камеры номерной знак авто нечеткий или размыт.
- На фото другое авто.
- На фото другой водитель. Такое случается, если машину предоставляют в пользование другим лицам или авто в угоне.
- Есть доказательства того, что нарушения не было. К примеру, выписан штраф за неправильную парковку, при том что запрета на стоянку в этом месте не предусмотрено. Ошибки не исключены, прибор может быть неисправен.
Обжалование осуществляется путем подачи жалобы на имя руководителя Центра видеофиксации подразделения ГИБДД, выписавшего штраф. Документ составляется в произвольной форме, определенного образца нет. Инспекция должна рассмотреть жалобу в срок до 10 дней и предоставить официальный ответ.
Если решение не удовлетворило заявителя, то можно обжаловать его в суде.
Устройства автоматической фотофиксации правонарушений активно устанавливаются по всем городам РФ. Чтобы получить достоверную информацию о наличии неоплаченных штрафов через интернет, достаточно воспользоваться нашим сервисом, который позволяет также получить полную информацию о нарушении, ознакомиться со снимками и произвести оплату штрафа.
Размер штрафов ГИБДД за нарушения с камер
Основная задача видеофиксации – предупреждение нарушений скорости движения автомобилей на аварийных участках дорог.
Особенностью наказаний, регистрируемых камерой, является применение минимальных ставок штрафа, если за проступок не полагается лишение водительских прав – максимальная санкция 5 тысяч руб. Суммы, приходящие с камер видеофиксации, в рублях:
- : проезд на красный свет светофора – 1000, выезд за стоп-линию – 800.
- За нарушение установленной скорости по ст. 12.9 санкция дифференцирована. П.2: превышение в пределах 20―40 км/ч – 500, по пункту 3 предусмотрен штраф за 40―60 км/час от 1000 первично до 2000 при повторном проступке. Двигаясь со скоростью 60―80, по п. 4 той же ст. 12.9 попадают за первый случай на 2500, за второй – на 5000. Превышение больше, чем на 80 км/ч, влечёт наказание 5 тыс. руб. вне зависимости от того, 1 или 2 раз нарушено правило.
- За отсутствие страховки ОСАГО штрафовать начнут с 01.03.2019 по ст. 12.37 – от 500 до 800 р.
- По ст. 12.15 приходит штраф за пересечение сплошной линии разметки – 1000―1500, а переезд двойной полоски обойдётся в 5000 руб.
- Проезд под кирпич наказывается от 300, если это не полоса встречного движения, когда санкция уже в 5 тысяч рублей.
Справка: всего насчитывается полтора десятка нарушений, фиксируемых с помощью технических средств. Этой весной вводятся видеоштрафы за выезд на загруженный перекрёсток.
Через сколько дней и когда приходят штрафы с камер
Кадры со стационарных и переносных камер, зафиксировавших отступление от ПДД, поступают в Центр видеофиксации ГИБДД. Постановление оформляется в отсутствие нарушителя: инспектор по номеру и марке машины устанавливает личность собственника.
Особенность вынесения решения о наказании на основе данных с камер – протокол о правонарушении не составляется: ст. 28.6 КоАП. Через 3 дня с момента издания, постановление и фото- видеоматериалы в бумажном виде направляются владельцу авто заказным письмом.
Важно: наказание за нарушения с камер налагается на собственника машины. Если он при разбирательстве докажет, что в момент события за рулём было другое лицо, то штраф отменяется по ст. 2.6.1 КоАП.
В базу ГИБДД санкция попадает не сразу: на рассмотрение нарушений с камер отводится 15 рабочих дней. Лишь после этого отсчитывается трёхдневный срок. Итоговое количество времени составит:
- 15 рабочих дн.=21 календарный на постановление;
- трое суток – на отправку;
- от 3 до 7 дней потребуется почте для доставки письма по адресу.
Получается, что не позже, чем через месяц нарушитель получит основание для уплаты штрафа. На обжалование закон отпускает 10 суток: дата на конверте является точкой отсчёта.
Где посмотреть фото штрафов с камер
Материал с камеры видеонаблюдения нужен гражданину, привлекаемому к ответственности, чтобы убедиться в факте произошедшего события. Не исключена ошибка в идентификации автомобиля как его собственности. Осуществить проверку штрафов можно на сайте Автокод, для чего нужно:
- войти на страницу ресурса;
- найти раздел о нарушениях и штрафах;
- нажать клавишу проверки;
- прочесть и обозреть отображённую информацию.
Проанализировав картину происшествия, гражданин принимает решение о целесообразности оспаривания постановления. При согласии с наказанием, штраф оплачивается онлайн на том же сайте.
Давность взыскания штрафа ГИБДД через технаблюдение
Если постановление о наказании не вынесено в установленный срок, возникает ситуация, когда полученный штраф становится к уплате необязательным.
Такой момент регламентируется ст. 4.5 КоАП. Отсчёт давности по административному правонарушению зависит от инстанции, издающей постановление:
сотрудник ГИБДД не может вынести решение по истечении 2 месяцев со дня совершения проступка;
судья, рассматривающий нарушение, времени на оформление постановления имеет больше: целый квартал.
Получив письмо, нужно обращать внимание на дату вынесения решения. Если срок в пределах установленного, штраф подлежит оплате. Находиться под угрозой принудительного взыскания в течение двух лет, когда долг станет ничтожным, не стоит.
Неприятности могут начаться уже через 80 дней после получения решения: 10 на обжалование, 60 на оплату и 10 суток займёт передача дела судебным приставам.
Санкция за нарушение может быть изменена на административный арест или исправительные работы, но положение не распространяется на неуплату штрафов с камер видеофиксирования.
Можно ли лишиться прав за такие нарушения по камере?
Ответ на этот вопрос однозначен и даёт его Административный кодекс, но заглянуть придётся сразу в две его статьи. Так, третья часть статьи 28.6 Административного кодекса предписывает правило, что в случае, кода неисполнение законодательства обнаружила камера автоматической фиксации, то протокол не пишется, а сразу выносится постановление, которое отсылается провинившемуся по почте.
Мы не будем цитировать норму, приведённую выше, а лишь её нужный нам отрывок. По ссылке выше доступна полная версия части 3 этой статьи.
3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса . совершённых с использованием транспортного средства либо собственником, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьёй 29.10 настоящего Кодекса.
«Ну и что с этого?!» — скажете Вы. И правда, процитированный текст не даёт понять, причём здесь лишение прав по камере автофиксации. Но на эту норму права ссылается другая статья КоАП, и она уже даёт прямой ответ на наш вопрос. Это часть 3.1 статьи 4.1 КоАП:
3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Объясним проще суть этой статьи:
- В случаях, когда нарушение зафиксировано на камеру, может быть вынесен только штраф, и никакого лишения, ареста, обязательных работ и тому подобного быть не может.
- Если статья Кодекса предусматривает вилку штрафов (например, за превышение скорости на 60-80 км/ч штраф составит от 2000 до 2500 рублей), то должна быть выписана наименьшая сумма из этой вилки.
- Если статьёй КоАП предусматривается лишение или арест, а штрафа вообще не предусматривается (например, повторное нарушение в виде выезда на встречку), но, если Вы попались на камеру автофиксации, выносится штраф в размере 5000 рублей.
Как видим, всё достаточно просто и прозрачно. ГИБДД не могут лишить прав по камере автофиксации.
Как работают дорожные камеры
Официально дорожные камеры называются «комплексами фото- и видеофиксации» и действительно технологически представляют собой устройство намного более сложное, чем просто видеокамера. По сути, такой комплекс — это постоянно совершенствующееся соединение системы видеонаблюдения с нейросетью и скоростным радаром.
В России такие камеры массово начали появляться на дорогах в 2008 году, когда утвердили федеральную программу по безопасности дорожного движения и признали данные с комплексов видеофиксации основанием для штрафов. Если раньше для того, чтобы выписать штраф, необходимо было участие инспектора ГИБДД и присутствие самого нарушителя, а фото и видео прилагались только как доказательства, то теперь нарушения фиксировали автоматически, система сама формировала квитанции на штраф.
При этом на камеры распространилось положение о нештрафуемом пороге превышения скорости в +20 км/ч.
По принципу работы дорожные камеры делятся на:
радарные (помимо камеры есть радарный датчик, работающий на эффекте Доплера, — измеряет изменение частоты электромагнитной волны при отражении от движущегося автомобиля и через это вычисляет скорость его движения);
лазерные (работают по похожему принципу, но измеряют скорость отражения лазерного луча и часто ошибаются в плохих погодных условиях);
фото- и видеофиксации (измеряют скорость, анализируя, за какое время машина проехала наблюдаемый участок, а также фиксируют местоположение авто на дороге относительно разметки и знаков).
По способу использования — на:
- стационарные;
- передвижные (т. н. треноги, связанные по радиоканалу с пультом управления в полицейской машине или пункте ГИБДД);
- мобильные (устанавливаются в салоне авто для отслеживания неправильной парковки).
Внешний вид камер постоянно модернизируют, чтобы эффективнее вписывать их в городскую среду и делать менее заметными. Например, дорожные камеры «Стрит фалькон», установленные в центре Москвы, маскируются под уличные фонари.
За что могут штрафовать
Современные комплексы, как правило, способны анализировать дорожную обстановку сразу по нескольким параметрам. Работающие в России камеры распознают около 20 видов нарушения ПДД, в том числе:
- проезд по парковочной разметке для объезда пробки;
- езду по обочине;
- пересечение сплошной разметки и заезд на островки безопасности;
- превышение средней скорости на некоем отрезке пути;
- выезд на выделенную полосу для общественного транспорта;
- непропуск пешехода;
- остановку на «вафельной» разметке на перекрёстках;
- проезд стоп-линии без остановки;
- остановку/стоянку на запрещённом месте;
- проезд на красный,
- движение задним ходом;
- пересечение сплошной, выезд на встречку;
- неоплаченную парковку;
- непристёгнутый ремень безопасности.
В 2022 году уже начали устанавливать новые мощные комплексы, готовые фиксировать более 50 видов нарушений.
Сейчас на российских дорогах работает около 20 700 комплексов фиксации нарушений, из которых свыше 17 000 — это стационарные камеры. С момента внедрения их количество из года в год только росло, но 2022 год стал первым, когда количество камер в России сократилось. Это связано с выводом из эксплуатации устаревших устройств — в перспективе их заменят на более современные, умеющие распознавать ещё больше фейлов водителей.
Кроме того, старые камеры зачастую не соответствуют новому ГОСТу, по которому фотографии нарушения должны быть высокой чёткости.
Когда камера ошибается
Читая про развитие современных технологий, велик соблазн подумать, что очень скоро и на дорогах будут вкалывать исключительно роботы на радость человеку. Однако не всё так просто.
Даже самые умные камеры, оснащённые самыми современными датчиками, могут ошибаться — пока уровень развития нейросетей не позволяет отдать им на откуп весь процесс. Впрочем, и сотрудники ГИБДД достаточно часто ошибаются в трактовках изображений с камер. Чаще всего такие штрафы отменяют при обращении, но всё равно эти «письма счастья» стоят водителям сил, времени и нервов.
Нереальная скорость
Неисправная камера может начать «привирать» в показаниях скорости, и опротестовать такие штрафы крайне сложно — придётся делать экспертизу самой камеры, на что обычно не идут, пока число жалоб не пойдёт на десятки. Впрочем, бывали случаи, когда возразить на претензии водителей было нечем — когда комплексы фиксации врали ну совсем безбожно.
В частности, скорости более приличные самолётам, чем автомобилям, продемонстрировали, по версии камер, белгородские гонщики. Например, водитель за рулём бюджетного седана Huindai Solaris в 2020 году «разогнался» до 313 км/ч при максимально возможной для этой модели скорости в 193 км/ч. Другой белгородский водитель, владелец универсала Opel Astra, якобы ехал со скоростью 304 км/ч.
А самое грубое нарушение скоростного режима камеры «зафиксировали» в Орле в 2016 году. Комплекс показал, что скромный Ford Focus двигался с гиперзвуковой скоростью 1418 км/ч. Правда, тогда штрафа водитель всё-таки избежал.
Но пальму первенства по невезучести в камерном вопросе, пожалуй, можно отдать суровому новосибирскому автовладельцу. Он разогнался всего до 101 км/ч, зато сделал это, стоя в глухой пробке.
Иногда нелепые штрафы приходят и с совершенно исправных камер. Например, в 2020 году штрафы за превышение скорости приходили владельцам машин, «спешащих» куда-то верхом на эвакуаторе.
Плата за тень
Больше всего проблем из-за неправильно трактуемой тени возникает с камерами, которые фиксируют нарушение разметки — поворот не из того ряда и движение по обочине.
Добросовестные водители знают, что штраф за переезд той же стоп-линии может прилететь, даже если за неё выступает бампер машины. Но мало кто готов к тому, что отвечать придётся даже за положение собственной тени. Однако такие штрафы автолюбителям приходят с завидной регулярностью.
Самый резонансный случай произошёл в Москве на пересечении Липецкой улицы и МКАД. Водитель ехал на Honda CR-V, которая отбрасывала тень на обочину. Камера решила, что тень нарушает, но за неимением у неё номера оформила штраф на едущий рядом автомобиль.
Отвечать за собственную тень, впрочем, автомобилисту не пришлось — жалобы в ГИБДД оказалось достаточно.
Контроль салона
В 2021 году в Москве начали активно внедрять камеры, умеющие штрафовать за непристёгнутый ремень безопасности или использование мобильного телефона за рулём. Распознать их можно по мощному ИК-прожектору, расположенному рядом с камерой и подсвечивающему красным приближающийся автомобиль.
Но если в случае с местоположением машины всё-таки обычно всё более-менее ясно, то с тем, что происходит в салоне, даже с подсветкой порой не разберёшься. С этим связаны штрафы за непристёгнутого водителя или пассажира, когда ремень просто сливается с одеждой или прячется за воротник куртки. Кстати, один из первых таких штрафов водитель смог благополучно оспорить, обратившись в ГИБДД и предоставив более чёткие фотографии в этой же одежде с пристёгнутым ремнём.
Но бывают и более абсурдные случаи. Например, штраф за непристёгнутого пассажира рискуют получить любители «одевать» свои кресла в прикольные чехлы с изображением людей. А штраф за использование мобильного телефона реально схлопотать, просто почесав голову. Или если смартфоном пользуется пассажир, сидящий «на месте водителя» в праворульной машине.
Езда без номеров
Иногда даже с зафиксированным нарушением непонятно, как быть и кому предъявлять претензии. Речь о случаях, когда транспортное средство двигается без номеров или с нечитаемыми номерами. Нередко в руки инспекторов при этом попадают фотографии самокатов или даже птиц, но бывает и так, что штраф приходит владельцам автомобилей, которых там и в помине не было, — просто по принципу «догадки».
«Приходил штраф из Ростова-на-Дону, в котором меня не было, за «нечитаемый номер». Спросил у ГИБДД Ростова, как они могли определить, что это я, если номер нечитаемый. Через пару недель штраф исчез с сайта ГИБДД», — рассказал «Секрету» автолюбитель Ярослав Усенко.
ГОСТы для распознавания камерами автомобильных номеров писались под чистые номера, поэтому грязный номер — это всегда нестандартная ситуация для его распознавания.
Вместе с тем ИИ старается проанализировать номер, «собранный» по кусочкам из фрагментов фото- и видео-фиксации и интерпретировать их в символьном выражении. Поскольку грязь дает объём и цвет, то ИИ, пытаясь распознать символы на номере, интерпретирует их как максимально похожий символ. В этом случае штраф может прийти владельцу совсем другого автомобиля.
Парковка в пробке
Машина, стоящая в пробке, запросто может получить штраф за остановку в неположенном месте. Как правило, так рискуют водители, двигающиеся по крайней левой полосе. Это произошло с московским водителем Mazda CX-5 в начале 2021 года. Он застрял в заторе на Неглинной улице и потом получил вежливую просьбу заплатить за незаконную парковку 5000 рублей.
Обычно дорожные службы аннулируют такие постановления по обращению водителей, но это далеко не единичный случай, сигнализирующий, что что-то не то с самой системой. На камеру, расположенную на московской улице Малой Филёвской, автомобилисты жаловались несколько раз, потому что комплекс упорно выписывал неправильные штрафы за «стоянку» в пробке. А на Южнопортовой улице водитель получил «письмо счастья», просто застряв в очереди на платную парковку.
С парковкой в целом связано немало случаев, когда показания камеры читаются весьма неоднозначно. Например, заезд на голую землю в городе иногда считается «наездом на зелёные насаждения», а парковку в кармане, отделённом от основной дороги узким тротуаром, камера может расценить как остановку под знаком «Остановка запрещена». Каждый такой случай необходимо рассматривать и доказывать отдельно.
Умышленный подлог
Грешить только на несовершенство технологии было бы несправедливо — человеческий фактор тоже играет серьёзную роль в вопросе необоснованных штрафов. Например, одного автомобилиста оштрафовали в Москве за движение прямо по ряду, из которого якобы можно было повернуть только направо. При этом на фото, приложенном к штрафу, оказался замазан знак, регулирующий движение на этом отрезке дороги.
Проехавший ещё раз в этом месте автомобилист выяснил, что на месте белого прямоугольника красовался знак, разрешающий движение и прямо, и направо.
Нередко сотрудники ГИБДД проворачивают такую схему: требуют остановиться под камерой, фиксирующей нарушения разметки. Пока у водителя проверяют документы, камера «выписывает» штраф за движение по обочине. Обычно в таких случаях люди предпочитают заплатить, чем бегать по инстанциям и доказывать злой умысел представителей правопорядка.
Бывает, что камеры фиксируют происходящее правильно, но вот считать ли это нарушением — сложно понять даже из самих правил ПДД. Например, в Челябинске в 2022 году водителям стали массово приходить штрафы за проезд на жёлтый свет. При этом, пусть ПДД и рекомендуют останавливаться при горящем жёлтом сигнале светофора, пункт 6.14 всё-таки разрешает завершить движение через перекрёсток — это менее аварийная ситуация, чем экстренное торможение.
Но для того, чтобы определить, законно или нет водитель проехал на жёлтый, требуется рассмотреть множество факторов — от скорости движения до типа шин на автомобиле.
Как оспорить штраф?
С таким количеством нестыковок в показаниях камер неудивительно, что российские водители очень быстро осваивают науку проверки и обжалования штрафов в ГИБДД. При этом многие считают, что с камерами и бюрократической системой бороться бессмысленно, а судиться — долго и дорого.
Удручает и то, что в подобных административных делах водителю придётся доказывать, что он «не верблюд» и ничего не нарушал. На презумпцию невиновности можно не рассчитывать.
По словам Марии Спиридоновой, члена Ассоциации юристов России, обязанность доказывать свою невиновность возникает, если административное правонарушение связано с дорожным движением и благоустройством территории. И — что самое главное — если это зафиксировано на те самые камеры видео- и фотофиксации нарушений.
Так что некоторые предпочитают вымещать раздражение на бездушных железках — например, расстреливая их. Но большинство всё же идёт по более простому пути и начинает с обжалования штрафа.
Подавать жалобу нужно в то ведомство, которое выписало постановление . Например, в столице — в Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ), ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) (в других городах, соответственно, в компетентные органы) или ГИБДД.
Это можно сделать в режиме онлайн на «Госуслугах», в системе ГАС «Правосудие», а для москвичей, оштрафованных МАДИ, есть опция в разделе «Услуги» на mos.ru. Пожаловаться на штраф от московского паркинга также можно c помощью сервиса «Автокод».
Для всех этих опций нужно иметь регистрацию ЕСИА.
Также можно жаловаться через электронную приёмную ГИБДД. Но важно понимать, что при выборе последнего варианта, в отличие от «Госуслуг», нет способа официально подтвердить свою личность, поэтому статуса официальной жалобы такое обращение иметь не будет.
Визит в выписавшее штраф отделение ГИБДД (или МАДИ, если речь о штрафе за парковку в Москве) потребует от водителя дополнительного времени, но даст возможность лично объяснить свою версию событий, поэтому он остаётся самым эффективным. Правда, осмысленно это только в том случае, если вы получили штраф в своём городе, а не где-то на бескрайних дорогах России.
Сколько времени даётся на обжалование?
На то, чтобы оспорить штраф за нарушение ПДД, у водителя в общей сложности 10 дней.
Нарушение скоростного режима
Первые камеры умели фиксировать только превышение водителями разрешенной скорости, их устанавливали на границах населенных пунктов, сегодня же такие комплексы ставят и в черте города, и на загородных трассах. Самыми спорными считаются комплексы, которые фиксируют среднюю скорость на определенном участке. В ПДД нет понятия «средняя скорость», но использование комплексов «Автодория», «Кордон-Темп» и других признанно законным, как и штрафы с них.
Согласно ст. 12.9 КоАП России превышение разрешенной скорости на 20–40 км/ч, зафиксированное автоматическими комплексами фиксации нарушений, наказывается штрафом в размере 500 руб., на 40–60 км/ч — в размере 1000 руб., на 60–80 км/ч — в размере 2500 руб., при превышении разрешенной скорости на более чем 80 км/ч — штрафом в 5000 руб.
Для последних двух нарушений введено понятие «повторное нарушение»: в обоих случаях придется заплатить 5000 руб. Повторным считается нарушение, совершенное в течение 12 месяцев с момента первого. На штрафы за скорость предусмотрена 50-процентная скидка в случае добровольной оплаты в течение 20 дней с момента вынесения постановления. На повторные нарушения скоростного режима она не распространяется.
Стоит помнить, что при нарушении скоростного режима на скорости свыше 60 км/ч, зафиксированном инспектором с радаром, предусмотрено и лишение водительских прав. В Москве против лихачей активно внедряют систему «Пит-Стоп»: нарушение фиксируется комплексом, передающим информацию на планшет инспектора ГИБДД, который составляет протокол о нарушении ПДД, после чего материалы направляются в суд, где и принимается решение оштрафовать водителя или лишить его водительских прав на срок до 6 месяцев.
Выезд на выделенную полосу для общественного транспорта
Пионером здесь стала Москва, власти которой решили давать приоритет общественному транспорту, выделяя для него отдельные полосы движения. Позднее к столице начали присоединяться и другие города. Причем дни, в которые можно выезжать на выделенку (в Москве это суббота и воскресенье), а также перечень транспорта, которому разрешено, так же как и автобусам с маршрутками, двигаться по этим полосам (в Москве к общественному транспорту приравнены и таксомоторы), региональные власти определяют сами.
Некоторое время власти Москвы устанавливали камеры и на общественный транспорт, потом от этой идеи отказались
Некоторое время власти Москвы устанавливали камеры и на общественный транспорт, потом от этой идеи отказались
В Москве и Санкт-Петербурге за выезд на полосу для общественного транспорта в нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 3000 руб., по всей остальной России — 1500 руб. (ст. 12.17 КоАП). Действует 50-процентная скидка. Кстати, многие камеры, фиксирующие выезд на выделенку, могут «штрафовать» и за следующее нарушение.
Нарушение разметки (пересечение сплошной линии)
Изначально такие комплексы должны были отучить любителей поворачивать и съезжать с трасс вторым (а иногда третьим и четвертым) рядом. Кроме съездов и поворотов такие комплексы стали ставить в туннелях и на въезде в них.
В постановлении будут приложены фотографии, причем камера проследит траекторию движения машины, прежде чем зафиксировать нарушение ПДД
В постановлении будут приложены фотографии, причем камера проследит траекторию движения машины, прежде чем зафиксировать нарушение ПДД
Штраф выписывают согласно части первой ст. 12.16 КоАП России, он составляет 500 руб., при этом действует 50-процентная скидка.
Езда по обочине
Камеры уже довольно давно «выписывают» штрафы и за езду по обочине, причем не важно, какая она — грунтовая или асфальтовая. Так власти борются с торопыгами, которые не хотят стоять в пробках, а затем создают еще большие заторы, вклиниваясь обратно на проезжую часть.
Часть первая ст. 12.15 КоАП предусматривает за такое нарушение штраф в размере 1500 руб. Действует 50-процентная скидка.
Выезд на загруженный перекресток
Большинство серьезных дорожных заторов в крупных городах происходит из-за того, что водители, стремясь побыстрее пересечь перекресток, фактически закупоривают его. Они не успевают проехать на разрешающий сигнал, потом начинают двигаться машины в перпендикулярном направлении, в итоге движение встает во всех направлениях.
Вначале в качестве эксперимента водителей, выехавших на загруженный перекресток, штрафовали в паре мест Москвы. А в этом году понятие «вафельной разметки» было введено и в ПДД. Достаточно оказаться внутри нее после того, как загорится запрещающий сигнал светофора, и камера тут же зафиксирует нарушение.
Вафельная разметка на перекрестках появилась в ПДД в этом году и тут же начала массово внедряться в крупных городах
Вафельная разметка на перекрестках появилась в ПДД в этом году и тут же начала массово внедряться в крупных городах
Штраф придет за нарушение пункта 13.2 ПДД России. Вероятнее всего, выпишут его по части 1 ст.12.13 КоАП России. Он составляет 1000 руб. Но теоретически штраф могут выписать и за нарушение предписаний разметки (часть первая ст. 12.16 КоАП РФ). Он составляет 500 руб. В обоих случаях действует 50-процентная скидка.
Нарушения на пешеходных переходах
Из-за высокой смертности пешеходов штраф за непропуск пешехода в России был увеличен: сегодня он составляет от 1500 до 2500 руб. (ст. 12.18 КоАП РФ).
Камеры «выписывают» штрафы на 2500 руб. Если инспектор практически всегда трактует ситуацию в пользу пешехода, то автоматический комплекс начинает «вести» пешехода, только как тот ступит на переход. Одновременно фиксируются транспортные средства. Если траектории пешехода и транспортных средств не пересекаются, то штраф не придет.
Пересечение стоп-линии
В этом году начали внедрять комплексы, фиксирующие проезд стоп-линии. На перекрестках достаточно пересечь ее двумя передними колесами, и комплекс зафиксирует нарушение, после чего владелец автомобиля получит штраф по части 2 ст. 12.12 КоАП России — 800 руб. Действует 50-процентная скидка.
В случае же, если перед линией установлен соответствующий знак, то штраф составит 500 руб., 50-процентная скидка также действует (ч. 1 ст. 12.16 КоАП).
При проезде без остановки стоп-линии с соответствующим знаком камера «ведет» транспортное средство, фиксируя его скорость
При проезде без остановки стоп-линии с соответствующим знаком камера «ведет» транспортное средство, фиксируя его скорость
Проезд на запрещающий сигнал светофора
Камеры начали фиксировать это нарушение относительно недавно. Причем проездом считается и выезд автомобиля за стоп-линию. Статья 12.12 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 руб., а за повторное — 5000 руб.
Стоит помнить, что запрещающим является и желтый сигнал светофора. Кроме того, некоторые комплексы фиксируют и поворот на запрещающий сигнал (когда погашена дополнительная секция светофора).
С недавних пор на железнодорожных переездах стали появляться камеры, которые также фиксируют проезд на запрещающий сигнал (даже если шлагбаум поднят, надо дождаться, пока красные огни погаснут). Штраф здесь такой же — 1000 руб. и 5000 руб. при повторном нарушении.