Штраф за выброс строительного мусора

1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.

Цель статьи — обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г.

N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.)).

3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет — отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду.

Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), по ГОСТу 17.4.02-83 «Охрана природы.

Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит понятие загрязняющего вещества — это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 1 «Опасные производственные объекты» и N 2 «Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности»).

Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

4. Объективная сторона данного правонарушения — действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими.

Советуем прочитать:  До скольки можно продавать алкоголь

Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст.

23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч.

2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Обязанности УО в области обращения с отходами

Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.

Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп.

«д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.

К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.

Ответственность за нарушения в области обращения с отходами

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.

Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.

Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.

Советуем прочитать:  Доверенность в банк

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

  • уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению ТКО;
  • выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.
  • от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

  • от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.

На заметку

  1. Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.

Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.

  1. Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.
  1. Следите за состоянием придомовой территории.

Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.

Что считается строительным мусором

Отходы, которые остаются после строительства и ремонта, называют строительным мусором. В зависимости от этапа строительных работ, он бывает трёх видов.

  1. Тяжёлый, крупногабаритный мусор. Такой мусор остаётся после сноса старых стен, дверей и окон, а также при расчистке строительных территорий. Чтобы не мешал, его вывозят до начала работ. Это старые напольные покрытия, демонтированные оконные рамы и прочие отходы.

Крупногабаритный мусор

Старые оконные рамы — крупногабаритный мусор

  1. Лёгкий мусор. Тара, упаковки, банки, плёнки из-под стройматериалов и сами стройматериалы вроде штукатурки, использованных шпателей или кусков теплоизоляции.

Контейнер со строительным мусором

Более лёгкий строительный мусор

  1. Мусор после завершения строительства и ремонта. К нему относят остатки краски, древесины, старые обои, бой кирпича, старые доски и другой хлам, который убирают после окончания работ.

Мусор после строительства

Мусор после строительства

Все перечисленные виды отходов необходимо сдавать мусорным операторам на переработку. За незаконный выброс такого мусора предусмотрены штрафы.

Можно ли выбрасывать строительный мусор в контейнер у дома

Выбрасывать строительный мусор в контейнеры возле дома нельзя. Согласно ст. 8.2. КоАП РФ, «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», за это предусмотрен штраф.

  • Для граждан — до 2 000 рублей.
  • Для должностных лиц — до 30 000 рублей.
  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — до 50 000 рублей.
  • Для юридических лиц — до 250 000 рублей.

К сожалению, строительный мусор часто путают с твёрдыми коммунальными отходами, выбрасывая их в обычный контейнер на помойке. Но одно дело — избавиться таким образом от остатков еды, бумаги или старой обуви и совсем другое — выбрасывать в контейнер строительный мусор в виде битого стекла, оконных рам или части опалубки.

Строительные отходы не относят к коммунальным. При загрузке в мусоровоз они могут поломать пресс, а при неправильной утилизации — нанести серьёзный вред окружающей среде. Именно поэтому лучше доверить заботу о перевозке и утилизации строительного мусора специалистам. Кто справится с этой задачей — расскажем далее.

Кто занимается вывозом мусора в регионах

Сбором и вывозом строительного мусора занимаются компании с соответствующей лицензией. Один из главных критериев для получения документа — наличие специализированного транспорта. Лицензированные компании чётко знают, куда вывозить строительный мусор — на специальные полигоны с соблюдением экологических норм.

Найти такие организации легко в интернете, но лучше обратиться в управляющую компанию. Как мы писали ранее, в большинстве случаев именно «управляшка» заключает договор с фирмой, утилизирующей отходы.

Занимаются «мусорным» вопросом и региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Заключив договор, они вывезут и выбросят ваш строительный мусор, но за отдельную плату, поскольку такой вид отходов не включен в утверждённый норматив регионального оператора.

Советуем прочитать:  353

Штрафы за выброс мусора

Для тех, кто выбрасывает мусор из мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним, не доехав до полигона, ст. 8.2. КоАП РФ предусмотрены штрафы:

  • Для гражданских лиц— до 15 000 рублей.
  • Для должностных лиц — до 30 000 рублей.
  • Для юридических лиц— до 50 000 рублей.

Ещё больше денег придётся заплатить за выброс мусора из грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин.

  • Для гражданских лиц— до 50 000 рублей.
  • Для должностных лиц— до 80 000 рублей.
  • Для юридических лиц— до 120 000 рублей.

При повторном нарушении размер штрафов увеличивается.

Свалка строительного мусора

Свалка строительного мусора

Мусор можно продать

Если вы не хотите выбрасывать строительный мусор, можете его… продать! Строительные отходы покупают для засыпки канав, оврагов и котлованов, подсыпки дорог и для других хозяйственных нужд. Это дешевле, чем, например, использовать щебёнку, песок или гравий. Если у вас остался такой мусор, и вы хотите его продать — зайдите в интернет на сайты частных объявлений.

Подытожим

К строительному мусору относят остатки фундамента, бетона, краски, штукатурки, древесины и другой хлам. Его организованный вывоз и утилизация сохранит чистоту природы, а вас убережёт от штрафа.

Вывезти строительный мусор легко — достаточно обратиться в управляющую компанию, которая заключит договор с организацией, утилизирующей отходы. Либо заключите такой документ самостоятельно, найдя профи в интернете. Но обязательно уточните, есть ли у такой организации лицензия.

А перед тем, как выбросить строительный мусор, упакуйте его в мешки или коробки.

Частный дом или квартира: плюсы и минусы 29 ноября 2022

Виды мусора, возникающего при строительстве

  • Металлы и металлоконструкции, оставшиеся после сноса старого здания.
  • Бетон, элементы конструкций, железобетонные блоки.
  • Бой и обрезки стекла.
  • Элементы упаковки строительных материалов.
  • Мусор, оставшийся от отделки.
  • Древесные отходы от сноса старого здания – окна, двери, лестницы, элементы полов и кровли.
  • Кровельные материалы, оставшиеся после разбора старого здания и покрытия крыши нового.

Все виды строительных отходов можно схематически разделить на категории:

  • 1 категория – тяжёлый габаритный мусор, образующийся при сносе старых зданий и расчистке строительных территорий.
  • 2 категория – строительный мусор, образующийся при возведении здания, – пластиковая и картонная тара, мешки, деревянные ящики, металлические ленты, емкости из-под жидких материалов.
  • 3 категория – мусор, оставшийся после отделочных работ. К этой категории относятся бой плитки, пластиковых труб, напольных покрытий, утеплителя, остатки строительных смесей.

За нарушение обращения со строительными отходами организация, согласно ст. 8 КоАП РФ, заплатит серьёзные штрафы:

  • Вывоз на несанкционированную свалку – 100-250 тыс. руб. За строительный мусор, выброшенный в лесу, штраф удваивается.
  • Помещение в контейнер для бытовых отходов – 100 тыс. руб.
  • Сжигание – до 250 тыс. руб.

Поэтому единственный способ избежать штрафных санкций – правильно утилизировать материалы, оставшиеся от стройки.

Вторичная переработка строительных отходов

Отходы после разборки старого здания или окончания одного из этапов строительства, например возведения стен, можно использовать на этом же или других объектах.

Например, из перемолотого железобетона получают наполнитель для бетонных смесей, а арматуру используют повторно. Строительные отходы применяются также для изготовления битума и битумно-полимерной мастики, используемой для строительства дорог.

Сбор строительных отходов

Согласно ст. 46 «Закона об отходах производства и потребления» № 29-15 от 31.10.07, складирование отходов, образующихся при строительстве, должно осуществляться по группам и классам опасности, чтобы обеспечить их максимально полный вывоз и утилизацию.

Места складирования должны быть оборудованы с расчётом, чтобы не наносить ущерб людям, живой природе, воде, почве, воздуху.

Хозяйствующие субъекты должны обеспечить своевременный вывоз строительного мусора. Для этого нужно заключить договор с организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности.

Организация, желающая сама вывозить отходы, должна иметь соответствующий транспорт, исключающий потерю их в процессе перевозки и загрязнение окружающей среды. В этом случае компания оформляет лицензию на сбор и перевозку (транспортировку) отходов.

Adblock
detector