- Где выдается?
- Как происходит получение через ЗАГС и МФЦ?
- Необходимые документы
- Подготовка заявления
- Оплата госпошлины
- Сколько нужно ждать?
- В каком разделе можно заполнить эту заявку?
- Как заполняется заявление?
- Выбор способа получения
- Платится ли госпошлина при таком способе?
- Через сколько должно прийти сообщение о готовности?
Подтвердить свой семейный статус граждане РФ могут не только путем предоставления брачного свидетельства, но и с помощью справки о заключении брака. Документ выдается в соответствии с установленной на законодательном уровне формой (Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274) органом записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Справка может потребоваться в различных жизненных ситуациях. Чаще всего за выдачей такого документа обращаются в следующих случаях:
- оформление различного рода социальных пособий;
- оформление пенсионных выплат;
- для подтверждения факта смены фамилии после расторжения брачного союза;
- при утере свидетельства о браке.
Так как в справке содержатся личные данные супругов, то получить этот документ сможет не каждый. В круг лиц, имеющих на это право входят (Закон от 15.11.1997 г. №143-ФЗ):
- один из супругов, между которыми заключен брачный союз;
- родственники мужа или жены в случае смерти одного из них;
- опекуну лица, который состоит или ранее состоял в браке и был признан недееспособным;
- другим лицам, которые обращаются за получением справки на основании нотариальной доверенности от лица, имеющего законное право на получение документа.
Важно! Справка выдается в письменной форме по заявлению лица, имеющего законное право на получение выписки из ЗАГСа.
Где выдается?
Где можно заказать справку, в том числе и после развода? Процедура получения справки о заключении брака, как правило, сложностей не вызывает. Собрав все необходимые бумаги, и составив заявление на получение выписки, заявитель может обратиться за выдачей документа следующими способами:
- при личном посещении отдела ЗАГСа;
- отправить запрос по почте;
- подать заявление на получение выписки в МФЦ;
- заполнить заявку на сайте Госуслуги.
Запрос о выдаче выписки о заключении семейного союза направляется в орган ЗАГС, где происходила его регистрация. При отсутствии возможности личного посещения запрос подается в дистанционном порядке.
Как происходит получение через ЗАГС и МФЦ?
Необходимые документы
Заявителю перед обращением в уполномоченный орган потребуется собрать необходимые для оформления бумаги:
- заявление установленной формы;
- удостоверение личности;
- нотариальная доверенность, если с заявлением обращается третье лицо от имени одного из супругов;
- если один из супругов умер, документы, подтверждающие этот факт, а также бумаги, подтверждающие родственную связь и необходимость выдачи справки из ЗАГСа;
- чек об оплате государственной пошлины.
Важно! Все документы должны быть действующими на момент обращения, в противном случае заявление будет отклонено.
Подготовка заявления
Одним из необходимых документов, входящих в обязательный перечень, является заявление, на основании которого уполномоченный орган предоставляет необходимые сведения. Бланк можно заполнить от руки или в печатном виде. В заявлении указывается следующая информация:
- название отделения ЗАГСа, куда подается запрос;
- полное ФИО, место жительства и паспортные данные заявителя;
- ФИО обоих супругов на момент заключения семейного союза;
- орган ЗАГС, где был зарегистрирован брак;
- дата и номер акта регистрации отношений;
- цель получения информации.
Форма заявления установлена Постановлением Правительства №1274 (Форма № 19).
- Скачать бланк запроса в ЗАГС о выдаче справки о заключении брака
- Скачать образец заявления о выдаче справки о заключении брака
Оплата госпошлины
Перед подачей документов заявитель должен оплатить госпошлину. Размер оплаты установлен п. 7 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и составляет 200 рублей. Реквизиты для проведения платежа можно узнать в отделе ЗАГСа или на официальном сайте учреждения. От уплаты госпошлины освобождаются лица, определенные ст. 333.18, 333.35, 333.39 НК РФ.
Сколько нужно ждать?
Получить готовую справку может сам заявитель при личном визите или его представитель, при имеющейся нотариальной доверенности. Кроме этого, ответ может быть предоставлен почтовым отправлением.
При личном визите в орган ЗАГСа выписку о регистрации брачного союза, при наличии всех необходимых документов, можно получить в день обращения (п.4 ст.9 №143-ФЗ). Если справка оформляется другим способом, то процесс может занять значительно больший промежуток времени.
Получить готовый бланк можно в срок от нескольких дней до месяца, при необходимости выполнения запроса в архив ЗАГСа другого города и пересылке справки по почте.
В каком разделе можно заполнить эту заявку?
Подать заявку на оформление справки о регистрации брака можно и в электронном виде. Сделать это можно через сайт Госуслуги. Как же заказать документ о заключении брака через Госуслуги? Заявителю необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале.
Важно! Зарегистрированные пользователи портала Госуслуги не во всех регионах РФ имеют возможность отправить запрос на оформление справки в электронном виде.
- Для подачи заявки необходимо перейти к каталогу услуг и из предложенных категорий выбрать раздел «Семья и дети».
- На открывшейся интернет странице появится список наиболее популярных услуг, а также разделение по жизненным ситуациям.
- После данных разделов следует полный перечень услуг, которые могут быть предоставлены в регионе проживания заявителя. Если имеется возможность отправить электронный запрос в ЗАГС, то в списке будет раздел, например «Комитет ЗАГС Пермского края». В имеющемся списке необходимо найти услугу «получение повторного свидетельства/справки о государственной регистрации расторжения брака».
Как заполняется заявление?
После выбора необходимой услуги на портале открывается страница с полной информацией о ее предоставлении. Если перейти по кнопке «получить услугу», то перед заявителем откроется окно оформления услуги, где необходимо заполнить заявление. Необходимо пройти следующие шаги:
- указать вид оформляемого документа (справка);
- выбрать среди списка необходимый орган ЗАГСа;
- заполнить ФИО заявителя, место жительства, паспортные данные (сведения автоматически вносятся из учетной записи на портале);
- внести информацию о заключении брачного союза;
- указать ЗАГС и его адрес, где заявитель желает получить справку;
- в дополнительной информации указать электронную почту и номер телефона.
После заполнения заявки она отправится на обработку, после которой заявитель получит соответствующее уведомление.
Выбор способа получения
При заполнении электронного заявления указывается конкретный отдел ЗАГСа и его адрес, именно туда и будет отправлен запрос. Если заявитель желает получить справку не в своем отделе, то он указывает ЗАГС-получатель и его полный адрес, включая почтовый индекс. В указанном ЗАГСе забрать документ может получатель при личном посещении или другое лицо, имеющее нотариальную доверенность.
Платится ли госпошлина при таком способе?
Госпошлина за выдачу справки о заключении брака составляет 200 рублей (п.7 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ). Заявитель должен совершить платеж независимо от способа получения данной услуги. Если заявка была подана в электронном виде, при получении результата в отделе ЗАГС заявитель должен предъявить свой паспорт и квитанцию об оплате госпошлины.
Через сколько должно прийти сообщение о готовности?
Согласно Административному регламенту, утвержденному приказом Минюста РФ от 29.12.2017 г. № 298, при подаче заявки на получение справки в письменном или электронном формате документ должен быть выслан не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления в указанный орган ЗАГС, о чем заявителю отправляется уведомление.
Регистрация заявления происходит в день его подачи, а если заявка подана в выходной день, то в ближайший рабочий день. То есть, если заявление подается по месту жительства в отдел ЗАГСа, где был зарегистрирован брак, то ответ может быть получен в течение 2-3 дней.