Режим труда и отдыха водителя таблица

1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.

Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.

При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.

2. Как разделить рабочий день (смену) на части

С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.

Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:

  • трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пяти часов — для остальных водителей.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.

3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых

По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.

4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424

Требования Приказа № 424 не распространяются на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

С 1 сентября 2022 этот список пополнили водители автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи (ГФС РФ).

Рекомендуем

С 1 сентября 2022 года меняются требования к режиму рабочего времени водителей, действует новый порядок психиатрического освидетельствования, новый порядок обучения по охране труда. На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда и отдыха для водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

Советуем прочитать:  Какие документы на загранпаспорт

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое РТО

Что это. Режим труда и отдыха водителя (РТО) — это чередование отдыха и работы по особым правилам. Работа ограничена по часам в сутки, неделю и месяц. А еще правила устанавливают, когда и сколько водитель должен отдыхать.

Кто обязан соблюдать режим. Все, чья работа — водить транспорт: грузовики, автобусы, самосвалы. Исключение — водители спецслужб. У них ненормированный график, например пожарные могут три дня сидеть без работы, а потом двое суток быть на задании.

Положение Минтранса о режиме труда и отдыха водителей

Рассмотрим подробно, какие правила труда и отдыха рекомендует Минтранс.

Кто считает и проверяет часы труда и отдыха. По правилам владельцы грузовиков и автобусов оборудуют авто тахографом. Этот аппарат считывает начало и конец рабочей смены, проверяет расстояние и скорость. Проверить эту информацию может ГИБДД. Водители знают об этом, поэтому режим труда и отдыха по тахографу помогает снизить аварийность.

Что такое время работы. Это рабочий день или смена. Во время работы водитель управляет машиной и выполняет сопутствующие действия:

  • проходит медпроверку до и после рейса;
  • работает с документами: накладные, путевые листы, маршруты;
  • ждет, пока загрузят или разгрузят машину;
  • обслуживает авто;
  • вынужденно простаивает, если сломалась машина или на пути образовался горный обвал.

Бывает, что грузовик ведет экипаж из двух человек. Один ведет машину, другой отдыхает в специально оборудованном месте кабины. В приказе сказано, что такой отдых не включают во время работы, но оплачивают.

Что такое время отдыха. Отдых водителя — перерыв на обед и отдых в течение смены, суток, недели.

На обед можно тратить от получаса до 2 часов. Ежедневный отдых должен быть не короче, чем двойное время работы накануне. Например, водитель за рулем провел 9,5 часов. Это значит, что на следующий день его отдых вместе с перерывом на обед должен длиться не менее 19 часов.

Помимо этого есть специальный перерыв — это минимум 45 минут, в которые водитель обязан отдохнуть от управления авто. Начать такой перерыв необходимо спустя максимум 4,5 часа с начала управления.

Как учитывать время работы и отдыха. Сам водитель часы не считает, это делает тахограф. Как только шофер вставляет в тахограф личную карту и включает режим «работа», начинается учет рабочего времени. Как только авто трогается с места, аппарат считывает это событие как начало управления авто. Начинается работа по тахографу.

Есть два способа учета рабочих часов:

  • ежедневный. Водитель работает в неделю не больше 40 часов;
  • суммированный. Если график не позволяет работать по ежедневному учету, работодатель по договоренности с водителем устанавливают суммированный — не более 160 часов в месяц.

Суммированный учет пригодится, когда, например, в первую и третью неделю месяца водителю приходится работать по 53 часа в неделю. Это 106 часов:

53 часа × 2 недели = 106 часов

Советуем прочитать:  Лишение прав за алкоголь

Если месячная норма — 160 часов, то в оставшиеся 2 недели месяца водитель должен отработать не более 54 часов:

160 часов − 106 часов = 54 часа

Сколько часов в сутки можно работать. Водить можно:

  • до 4,5 часов без перерыва,
  • до 9 часов в сутки,
  • до 56 часов в неделю,
  • до 90 часов за две недели, которые идут подряд.

Когда можно увеличить время работы. Время работы в течение суток можно увеличить до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. Время работы может достигать 12 часов, если нужно добраться до стоянки или места отдыха.

Когда и сколько отдыхать. Не позже, чем через 4,5 часа с начала выезда в рейс, водитель обязан сделать специальный перерыв — он входит в рабочее время. Также полагается время на отдых или обед — от получаса до 2 часов.

По согласованию с руководством смену можно делить на части. Между частями необходимо сделать перерыв:

  • для водителей такси, городских и пригородных автобусов — не более 3 часов;
  • для остальных — не более 5 часов.

Время перерыва между частями рабочего дня за рабочее время не считается.

  • не менее 11 часов в сутки;
  • не менее 45 часов в неделю.

Примеры: сколько нужно отдыхать водителям

Такси. Водители такси редко работают по суммированному учету времени — им не нужно ехать из города в город и быть на трассе 10 часов подряд. Это значит, что таксисты должны использовать ежедневный способ учета времени — не больше 40 часов в неделю.

Таксисты не обязаны оборудовать машину тахографом, но за рабочим временем следит приложение, которым пользуются водители для приема заказов. Если водитель слишком долго за рулем, приложение начнет блокировать новые заказы.

Суточный график таксиста
Что делает Сколько времени
Ведет машину 2 часа
Заправляет машину, перекусывает 30 минут
Ведет машину 3 часа
Обедает, отдыхает 45 минут
Ведет машину 2 часа
Итого отдых 1 час 15 минут
Итого за рулем 7 часов
Итого смена 8 часов 15 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заправляет машину, перекусывает
Сколько времени 30 минут
Ведет машину
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 45 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Итого отдых
Сколько времени 1 час 15 минут
Итого за рулем
Сколько времени 7 часов
Итого смена
Сколько времени 8 часов 15 минут

Дальнобойщик. Как распределить время вождения и отдыха, зависит от договоренности с работодателем. Если в договоре 40 часов в неделю, это 8 часов работы в сутки. Допустим, дорога из одной точки в другую занимает больше, например, 10 часов. Тогда оставшееся 30 часов нужно распределить по дням недели.

В рейсе часто приходится быть неделю и даже больше, а расстояние между городами такое, что за 40 часов в неделю не уложиться. Это значит, что смена может длиться и 15 часов вместо 8. В таких случаях удобнее считать часы работы суммировано — не больше 160 часов в месяц.

В этом случае водитель может отработать длинную смену с максимальным количеством часов вождения. Но таких длинных смен у него не может быть много и отдых между ними должен быть больше, чем между короткими сменами.

Рабочая смена дальнобойщика
Что делает Сколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки 10 минут
Ведет машину 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает 1,5 часа
Ведет машину 4 часа
Отдыхает, ужинает 1,5 часа
Ведет машину 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто 1 час
Итого отдых 3 часа
Итого за рулем 11 часов
Итого смена 15 часов 20 минут
Советуем прочитать:  Договор беспроцентного займа от учредителя
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки
Сколько времени 10 минут
Ведет машину
Сколько времени 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 4 часа
Отдыхает, ужинает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто
Сколько времени 1 час
Итого отдых
Сколько времени 3 часа
Итого за рулем
Сколько времени 11 часов
Итого смена
Сколько времени 15 часов 20 минут

Шофер автобуса. Для таких работников в приказе Минтранса есть исключение: время их работы может быть увеличено до 12 часов по согласованию с профсоюзом или другим представительным органом работников. Вот как выглядит график работы водителей по 12 часов.

Пример рабочего дня водителя городского автобуса
Что делает Сколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Заправляется 10 минут
Ведет автобус 3 часа
Обедает, отдыхает 1 час
Ведет автобус 4 часа
Ужинает, отдыхает 1,5 часа
Ведет автобус 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр 10 минут
Итого отдых 2,5 часа
Итого за рулем 9 часов
Итого смена 12 часов
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Заправляется
Сколько времени 10 минут
Ведет автобус
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 1 час
Ведет автобус
Сколько времени 4 часа
Ужинает, отдыхает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет автобус
Сколько времени 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Итого отдых
Сколько времени 2,5 часа
Итого за рулем
Сколько времени 9 часов
Итого смена
Сколько времени 12 часов

Должен ли соблюдать РТО обычный водитель

Нет, в приказе ничего о таких водителях не сказано. Ориентируйтесь на самочувствие и состояние здоровья.

Применение тахографов для контроля режима труда и отдыха

Что такое тахограф. Это аппарат, который считывает и сохраняет данные водителя, скорость и пробег авто, режим труда и отдыха.

Государство обязало устанавливать тахографы владельцев:

  • грузовиков тяжелее 3,5 тонн;
  • автобусов, в которых больше 8 мест;
  • авто, которые перевозят опасные грузы;
  • манипуляторов;
  • самосвалов.

Как тахограф считает время труда и отдыха. У водителя есть личная карточка с чипом, размером с права. Как только водитель вставляет карту в тахограф, аппарат это считывает и сохраняет, например, так: «водитель Иванов А.А. начал работу за рулем грузовика».

Как только машина поедет и ее скорость начнет расти, тахограф отметит это как начало управления авто. Как только скорость упадет до нуля — тахограф зачтет это как остановку.

Тахограф устанавливают в кабину и подключают к бортовому электропитанию. Устанавливать аппарат можно только в сертифицированных центрах

Тахограф устанавливают в кабину и подключают к бортовому электропитанию. Устанавливать аппарат можно только в сертифицированных центрах

Какие существуют исключения в правилах РТО

В приказе Минтранса есть список водителей, которые не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Это водители:

  • авто, на которых передвигаются чиновники;
  • машин для международных перевозок;
  • предприятий, которые не выезжают на дороги общего пользования;
  • спецслужб;
  • военных авто.
Adblock
detector