Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.
Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.
Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.
Изъятие документов на стадии проверки до возбуждения уголовного дела
В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:
Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.
Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).
Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.
Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.
При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.
Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.
Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.
Комментарии к ст. 27.10 КОАП РФ
1. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (далее — изъятие вещей и документов), представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.
2. Полномочиями по изъятию вещей и документов обладают все должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3). В связи с этим ссылка в ч. 1 данной статьи на ст. ст. 27.2 и 27.3 фактически не имеет правового смысла (см. также комментарий к ст. 27.8).
При анализе ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует учитывать обязательность (в отличие от положений ст. 27.7) присутствия понятых при изъятии вещей и документов.
3. Учитывая, что комментируемой статьей устанавливается порядок изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, при применении ее ч. ч.
4 — 9 необходимо учитывать положения главы 26 Кодекса. При этом особенно важна наиболее полная фиксация вещественных доказательств в протоколе об изъятии вещей и документов.
4. Следует различать изъятие вещей как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении и конфискацию как вид административного наказания. Изъятие является мерой обеспечивающей, конфискация — видом административного наказания, имеющим самостоятельное значение (см.
ч. 3 ст. 3.7).
Одновременно необходимо учитывать, что этой же нормой, а также положениями ст. 27.11 и ч. 3 ст.
29.10 вводится понятие «изъятых из оборота» орудий совершения или предметов административного правонарушения, которое в данном случае означает «запрещенные к обороту». Статья 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм.
и доп.) устанавливает условия, при которых подлежат изъятию из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция. Содержание названного понятия не совпадает с содержанием понятия «изъятых» орудий совершения или предметов административного правонарушения по смыслу ст. 27.10.
5. При решении вопроса о реализации на основании комментируемой статьи изъятых вещей и документов необходимо применять нормы Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694 (с изм.
и доп.).
Положения ч. 12 комментируемой статьи необходимо рассматривать с учетом норм ч. 3 ст.
3.7 и ч. 3 ст. 29.10 Кодекса.
В комментируемой статье указывается, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению с оставлением соответствующих образцов до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Однако при этом следует учитывать, что в Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 408-О-П подтверждена ранее сформулированная Конституционным Судом позиция, согласно которой исключается возможность направления на уничтожение или переработку указанной продукции, изъятой в рамках производства по делам об административных правонарушениях, без судебного решения.
Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такая мера применяется до вынесения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10) в порядке, установленном Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883 (с изм.
и доп.).
6. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в комментируемую статью в новой редакции включена ч.
3, в которой конкретизированы правила изъятия соответствующего вида удостоверения на право вождения транспортного средства и выдачи взамен его временного разрешения; определены сроки действия этого разрешения и порядок продления его судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрение которых поступило дело, если оно не рассмотрено в течение срока действия выданного временного разрешения.
7. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ в комментируемую статью включена ч.
5.1, в соответствии с которой с изымаемых документов (за исключением предусмотренных в ч. 3 настоящей статьи) изготавливаются копии. Они заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и в установленном порядке передаются или направляются лицу, у которого данные документы были изъяты.