- Отличия деловых писем от других
- Виды писем
- Кто должен выступать в роли автора письма
- Как написать деловое письмо: начинаем с официального приветствия
- Проверьте свой адрес электронной почты
- Выберите читаемый шрифт
- Продумайте тему
- Соблюдайте краткость
- Используйте формальное завершение
- Разработайте подпись
- Проведите корректуру
- Образец делового письма
- Деловое письмо-просьба
- Письмо партнерам
- Письмо-обращение
- Письмо руководителю
- Письмо в компанию
- Письмо контрагенту
- Какие ошибки допускают в таких письмах
- В какие сроки нужно ответить на письмо
- Как написать деловое письмо после проведенной встречи
Электронное деловое письмо — это форма коммуникации между участниками бизнес-процессов. В ходе диалога решают множество вопросов: организационных, юридических, коммерческих, технических. Электронные письма также нужны для партнерских переговоров.
Цель делового письма — передать информацию, инструкцию, приказ, направление со вложениями к электронному письму. Адресатом может быть представитель другой организации, сотрудник, руководитель.
Отличия деловых писем от других
Деловые письма отличаются лаконичностью и ясностью изложения. В зависимости от темы сообщения в них используют юридическую, экономическую и маркетинговую терминологию. Формулировки должны быть четкими, чтобы получатель мог быстро прочитать и понять письмо. Стиль изложения — нейтральный и объективный.
Деловые письма требуют субординации. Не используйте эпитеты, сложные синтаксические конструкции и сленг. Исключено панибратство, юмор, грубость, сарказм и сообщения не по работе. Адресат может вас неправильно понять.
Виды писем
Электронные деловые письма бывают:
- коммерческие (запросы, претензии) и некоммерческие (просьба, рассылка );
- с ответом (требования, обращения) и без ответа (подтверждение заказа, инструкции, приглашения);
- для единственного адресата, для нескольких лиц и коллективное (от группы людей одному получателю).
Бизнес
Что такое государственная экологическая экспертиза
Что такое государственная экологическая экспертиза
Кто должен выступать в роли автора письма
Деловое письмо может написать любой сотрудник, у которого есть полномочия выступать от лица организации. Например, менеджер отдела продаж отправляет предложение о закупке партии товара со скидкой постоянному клиенту компании. Все письма нужно утверждать у руководителя, так как его пишут от лица всей организации.
Деловое письмо вам может написать клиент, но более 70% покупателей предпочитают звонить в компанию. Подключите коллтрекинг Calltouch, чтобы понимать, какая реклама приносит звонки, а какая тратит бюджет. Также система записывает звонки клиентов и формирует их в отчеты по часам и дням, интегрируется с популярными сервисами и CRM.
Прослушивая звонки, улучшайте скрипты продаж для менеджеров и корректируйте рекламные кампании.
- Коллтрекинг точно определяет
источник звонка с сайта - Прослушивайте звонки в удобном журнале
Как написать деловое письмо: начинаем с официального приветствия
Дружеские формулировки вроде «Привет» не подходят. Если вы обращаетесь к руководителю, деловому партнеру или потенциальному клиенту, используйте формальный тон.
- Уважаемый(-ая) [имя, отчество];
- Здравствуйте, [имя, отчество];
- Добрый день, [имя, отчество].
Проверьте свой адрес электронной почты
Лучше отправлять письма с корпоративной почты. Получатель сразу увидит отправителя по названию почтового ящика. Если вы пишите с личной почты, убедитесь, что адресат поймет, кто прислал ему сообщение. В названии вашей электронной почты должны быть имя и фамилия.
Выберите читаемый шрифт
Определите два постоянных шрифта для компании — для основного текста и заголовков. Комбинируйте типы шрифтов. Например, для текста выберите шрифт с засечками, а для заголовков — без. Печатайте заголовки крупным кеглем с полужирным начертанием, чтобы выделить их.
Для объемного текста остановитесь на шрифте с засечками — Georgia или Times New Roman: так легче читать большое письмо. Для нескольких предложений подойдут шрифты без засечек — Arial, Helvetica, Verdana или Calibri.
Продумайте тему
Тема — это первое впечатление адресата о вас. Сформулируйте цель письма. Понятный и лаконичный заголовок — лучший способ начать официальную переписку. Это может быть болевая точка в бизнесе, постановка задач , созвон с клиентом или встреча. Примеры тем: «Телефонный звонок», «Продолжение встречи в [место] [число]».
Соблюдайте краткость
Не тратьте время собеседника на прочтение лишних подробностей в письме. Из-за загруженности на работе адресат не сможет прочитать большое сообщение. Если коротко и четко сформулировать идею, вас правильно поймут и вы получите ответ.
Форматирование поможет сделать письмо эффективным и легким в прочтении. Делите текст на абзацы, делайте маркированные списки, выделяйте важную информацию. Сплошной текст читать тяжело.
Используйте формальное завершение
Завершайте деловые письма фразами:
- Спасибо за уделенное время;
- С уважением;
- Благодарю за ответ;
- Хорошего дня;
- До встречи.
Также можно высказать свои пожелания о дальнейшем сотрудничестве. Например, о ведении общего проекта, новых сделках, приглашении принять участие в конференции.
Разработайте подпись
В электронной подписи указывают:
- ФИО, должность, название компании;
- контактную информацию — номер телефона, сайт, адрес организации;
- логотип;
- ссылки на соцсети сотрудника.
Не перегружайте подпись лишними данными и разделите ее на абзацы.
Проведите корректуру
Перед отправкой 2–3 раза внимательно перечитайте письмо. Проверьте, правильно ли вы написали имя получателя и название компании. Адресат может воспринять ошибки в сообщении, как неуважение к себе. Включите проверку правописания в сервисе электронной почты.
Образец делового письма
В деловом письме должна быть структура:
- официальное приветствие;
- вступление — автор письма представляется, рассказывает о себе и переходит к сути вопроса;
- главная часть — суть письма, необходимая информация, перечисление возникших вопросов, запрос информации;
- заключение — пожелания и благодарность;
- вложения в электронном сообщении — графики, отчеты, копии приказов, инструкция, чек-лист;
- контактные данные — электронная подпись.
Указание реквизитов компании в контактных данных придает письму юридическую значимость: при необходимости эти сообщения можно предоставлять суду в качестве аргумента.
Рассмотрим восемь примеров деловых писем в зависимости от получателя.
Деловое письмо-просьба
Добрый день, Лариса Ивановна!
Просим вас организовать собрание всех отделов в нашем конференц-зале 20 ноября 2021 года.
Причина встречи — обсуждение новогоднего корпоратива.
Письмо партнерам
Добрый день, Владислав Витальевич!
Сообщаем вам, что руководитель отдела снабжения Семен Иванович с 13 октября 2021 года ушел на больничный.
Его замещает старший менеджер отдела Петр Петрович. Пожалуйста, свяжитесь с ним для обсуждения задач.
Прикрепляю контактные данные Петра Петровича.
Надеемся на ваше понимание.
Письмо-обращение
Уважаемая Софья Николаевна!
Прошу вас провести перерасчет оплаты коммунальных услуг за август 2021 года.
Во вложении квитанции и чеки об оплате.
Письмо руководителю
Здравствуйте, Вадим Дмитриевич!
Месяц назад я заказал партию рюкзаков в вашей компании. 30% товара — брак.
Прошу вернуть стоимость испорченных вещей или заменить их.
Во вложении прикрепляю фотографии бракованного товара, договор, чек об оплате.
Письмо в компанию
Добрый день, Наталья Александровна!
Мы разработали сайт для компании [название]. Согласно пункту [название пункта] нашего договора мы должны были получить оплату за оказанные услуги две недели назад.
Задолженность составляет [сумма] рублей. Просим перечислить оплату в ближайшие дни на расчетный счет компании [название]. Иначе мы будем вынуждены принудительно взыскать данную сумму с вашей компании, а также расходы на обращение в суд.
Реквизиты для перечисления оплаты во вложении.
Надеемся на понимание.
Письмо контрагенту
Здравствуйте, Николай Васильевич!
Информируем вас о том, что у нашей компании сменились реквизиты. Новые реквизиты указаны в прикрепленном файле.
Бизнес
Лучшие корпоративные мессенджеры: как выбрать чат для сотрудников
Лучшие корпоративные мессенджеры: как выбрать чат для сотрудников
Какие ошибки допускают в таких письмах
Ошибки в деловых письмах могут привести к отказу от сотрудничества, поэтому:
- Не используйте сложные термины — пишите просто, чтобы читатель с первого раза понял, что вы от него хотите.
- Не пишите много — подробности ситуации можно выяснить при встрече, а в письме они будут только отвлекать.
- Не повторяйтесь — тавтология увеличивает объем текста и сбивает с толку.
- Не ошибайтесь — проверяйте все имена, цифры, названия перед отправкой сообщения.
- Не употребляйте архаизмы (сей год, каковой, при сем) — эти обороты устарели и они могут привести получателя в недоумение.
- Не используйте фамильярный стиль общения — будьте тактичны и уважительны.
В какие сроки нужно ответить на письмо
Не отвечать на письмо несколько дней — плохой тон делового общения. Желательно ответить на электронное письмо в течение 2–3 часов. Если для ответа требуется больше времени, предупредите адресата. Напишите, что вы получили письмо и сообщите примерный срок ответа.
Обычно сотрудники проверяют электронную почту утром и перед уходом. Пишите в эти временные интервалы, чтобы сообщение не потерялось в списке входящих, а решение вопроса не затянулось надолго.
Клиенты могут написать вам в нерабочее время. Чтобы не потерять покупателей, установите на сайт виджет сбора заявок Calltouch. Инструмент предложит указать свои контакты, и как только начнется рабочий день, скрипт позвонит всем оставившим заявки.
- Увеличьте конверсию сайта на 30%
- Обратный звонок, промо-лендинги, формы захвата, мультикнопка, автопрозвон форм
Как написать деловое письмо после проведенной встречи
Такое письмо нужно, чтобы подвести промежуточные итоги и определить планы дальнейшей работы. Поэтому укажите в нем:
- Тему встречи — о чем был разговор, когда и кто в нем участвовал.
- Договоренности — к каким соглашениям и срокам пришли по итогам встречи, чтобы напомнить и зафиксировать план действий.
- Благодарность за уделенное время.
- Пожелания и предложения формата для новой встречи.
- Контактные данные участников.