Перед тем, как поступать в автошколу, будущему водителю не помешает узнать все подробности про открытие категории А водительских прав и что это вообще такое. В категорию А входят тяжёлые мотоциклетные ТС. Это полностью оборудованное средство передвижения может весить до 400кг, а объём двигателя рабочий – более 125 см кубических.
Такой мотоцикл может также оборудоваться и коляской (или боковым прицепом), хотя последние несколько десятилетий это приспособление используется мотоциклистами крайне редко. В эту же категорию входят и мощные 3- и 4-колесные ТС, но с общим весом в пределах тех же 400кг.
Категория А даёт право водителю управлять ТС ещё двух категорий:
- А1 является подкатегорией. Это те же мотоциклы, только с меньшими показателями объёма двигателя – в диапазоне 50-125 см. куб., а мощность допускается до 11 КВт. Сюда же относятся и 3-колёсные ТС с весом до 550 кг, максимальная скорость которых ограничена 45км/ч.
- М – мопеды, скутеры и прочие лёгкие ТС, чей двигатель в объёме не выше 50 см. куб. Лёгкие квадроциклы находятся в этой же категории. С некоторых пор все эти средства передвижения получили огромную популярность среди водителей, так как не требовали подготовки и ношения шлема. Но именно столь широкое распространение вынудило законодателей ужесточить правила.
Для каждой категории мотоциклов имеются свои возрастные стандарты:
- Права категории А смогут получить граждане с 18 лет.
- Категория прав А1 доступна с 16 лет. Автоматически открывается, если получить категорию А.
- Категория М предусматривает специальное обучение только для граждан с возраста 16 лет или более старших людей, не имеющих никаких водительских прав, так как автоматически открыть её можно, имея удостоверение на любую категорию вождения.
На каждую из категорий классификации обучение можно пройти и раньше указанного возраста (в 14-15 лет на А1 и М, с 16 – на А), но сдать экзамен и получить документ (удостоверение водителя) получится только при достижении положенной даты.
Когда водитель получает категорию А, А1 или М, отметка об этом делается на обратной стороне удостоверения, в соответствующей строке и графе. В столбец рядом заносятся ограничения.
Обучение в автошколе на категории А и А1
Чаще всего будущие водители поступают на обучение вождению в обычную лицензированную автошколу. За несколько месяцев (или чуть больше) человек изучит теорию, правила дорожного движения, приобретёт необходимые практические навыки.
С особым вниманием следует отнестись к выбору заведения. Оно должно иметь хорошую репутацию и опытных инструкторов в штате. Не помешает также убедиться, что лицензия на право обучения не просрочена.
Для поступления необходимо:
- написать заявление;
- собрать и предоставить пакет документов;
- оплатить обучение (по договорённости с самим заведением, это делается либо единовременно, либо поэтапно, цены также различаются в зависимости от самой школы);
- заключить договор на обучение;
- пройти медкомиссию, а справку принести в автошколу;
- если обучающемуся меньше 27 лет, то предоставляется военный билет.
В пакет документов входят:
- копия паспорта (1 и 2 стр.);
- фотографии 3х4 (в каждом салоне специалисты знают, какие фото необходимы на права);
- если имеется удостоверение на другую категорию, то и его копию.
Учебный процесс состоит из нескольких этапов:
- Теория. Будущие водители изучают ПДД, устройство мотоцикла, правила его эксплуатации, подбор правильной экипировки, оказание медицинской помощи в случае аварии и пр.
- Практика на автодроме. Инструктор научит мотоциклиста пользоваться техникой: заводить двигатель, трогаться с места и тормозить, различным тактикам управления и езды. В среднем на это уходит около 10 часов.
- Перед основным экзаменом в Госавтоинспекции нужно сдать внутренний в самой автошколе. Это хорошая тренировка для водителей.
После успешного прохождения обучения, автошкола подаст документы в Госавтоинспекцию (к которой прикреплена), где будет назначена дата экзамена. Инструктор из школы также будет присутствовать на нём.
Экзамен ГИБДД – теоретическая часть
Самый ответственный этап – экзамен в ГИБДД. Сдавать его можно в любом отделении России, независимо от прописки и места проживания. Единственный нюанс – не везде есть автопарк для этих целей.
Чтобы получить допуск к экзамену, необходимо снова собрать документы:
- паспорт (либо другое удостоверение, например, военный билет либо удостоверение военнослужащего);
- справка о прохождении медосмотра для прав категории А;
- сертификат из автошколы о том, что пройден курс обучения;
- заявление (бланк можно получить в отделении ГИБДД или самостоятельно найти и скачать на сайте);
- квитанция об оплате госпошлины (2 000 рублей).
Экзамен ГИБДД состоит из двух этапов – на знание теории и практическое вождение.
Первая часть теоретическая, она выглядит так:
- Экзаменующийся садится за компьютер. Индивидуальное задание для него приходит с сервера МВД.
- Общая база состоит из 800 вопросов, программа в случайном порядке выбирает среди них 20. Из 4 предложенных вариантов ответа к каждому заданию экзаменующийся выбирает один. Вопросы касаются не только ПДД, но и всей той теории, что преподавалась в автошколе – правила эксплуатации мотоцикла, первая медицинская помощь, экипировка, факторы возникновения ДТП и пр.
- Будущий водитель имеет право лишь на 2 ошибки. Если их окажется больше, то через неделю экзамен повторится. В третий раз можно пересдавать через месяц. Всего даётся три попытки. Если все они окажутся неудачными, то курс обучения придётся повторить.
Времени для изучения теории предоставляется достаточно. Водителю не обязательно заучивать учебник наизусть. Если несколько раз внимательно прочитать материал, вникнуть в каждый пункт, то эта часть экзамена не вызовет затруднений.
После успешной сдачи теории последует практика. Не обязательно сдавать вождение в тот же день – гражданину для этого отводится целых 3 месяца.
Практика вождения на экзамене в ГИБДД
Транспортное средство (мотоцикл) предоставит автошкола, ГИБДД либо разрешается привезти свой, на котором водитель уже имел возможность попрактиковаться.
Как уже упоминалось выше, на категорию А можно сдавать экзамен только с 18 лет (на А1 – с 16). И если водители, претендующие на категорию В, сдают практику на автодорогах в условиях города, то для будущих мотоциклистов достаточно автодрома.
Сначала предоставляется 2 минуты на ознакомление с площадкой для вождения. В случае сильного волнения или если у водителя есть ощущение, что он пока не готов, то можно отказаться, перенести испытания на более поздние сроки (главное – решиться на повтор в течение 3 месяцев). Экзаменаторы не засчитают это, как неудачную попытку.
Перед началом процесса водитель надевает шлем, размещается на сидении, убирает подножку, заводит мотоцикл и не забывает включить фару. Как только инспектор даёт команду, в течение 30 сек нужно приступить к выполнению упражнений. Само испытание включает в себя 6 элементов.
Что должен уметь водитель:
- Тронуться с места.
- Управлять техникой на низкой и высокой скорости.
- Маневрировать в узком пространстве.
- Переключать скорости.
- Правильно высаживать пассажира.
- Недолгое время управлять одной рукой.
Последовательность упражнений в каждом отделе ГИБДД своя, перечисленные элементы в разном составе присутствуют в нескольких манёврах.
Например, экзаменующемуся предложат три задания:
- Тронуться с места, продемонстрировать разгон и торможение во время выполнения габаритного коридора, а затем габаритного полукруга.
- Проехать на низкой скорости по колейной дороге, «змейкой».
- Выполнить габаритную восьмерку.
Условия испытания достаточно строгие. Перед началом инструктор пояснит водителю, что средняя скорость движения по площадке 10 км/ч, точность и скорость должны соблюдаться строго. Выполнить упражнение нужно в отведённое время (не желательно ехать ни быстрее, ни медленнее).
Запрещено выезжать за границы площадки, ехать в другую сторону, останавливаться в неположенном месте и т. п. Разрешается не более чем по 2 раза совершать промахи: сбить конус, подставить ногу, заглохнуть.
За определённые нарушения инспектор начисляет штрафные баллы и заносит их в протокол. За небольшое превышение этих баллов экзаменатор позволяет тут же пересдать манёвр. Если нарушений много, то водителю придётся позднее пересдавать практику полностью.
Получение прав
После успешной сдачи всех экзаменов, водитель получает права категории А на мотоцикл. На этот момент должна быть оплачена госпошлина. В 2018 году её размер 2 000 рублей.
В эту сумму входит:
- оплата работы сотрудников ГИБДД;
- само удостоверение в виде пластиковой карточки (экзамены, в том числе и повторные, проводятся бесплатно).
При получении новых категорий (либо по причине замены, потери) каждый раз гражданину выдаётся новая карточка, а значит, каждый раз за получение платить придётся 2 000 рублей. Водительское удостоверение на бумажной основе постепенно из оборота исчезает, хотя получить его пока ещё можно.
Оплата пошлины осуществляется несколькими способами: в кассе банка, через банковские терминалы. Взять реквизиты и даже сформировать готовый платёжный документ можно на официальном сайте ГИБДД. Если подать заявление на сервисе Госуслуги, то оплатить госпошлину можно со скидкой (только безналичным платежом).
Езда с просроченными правами (а также без прав или открытых категорий) карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС, поэтому не стоит экономить на оплате пошлины.
Открытие категории А, когда уже есть категория В
Водитель, имеющий ВУ с открытой категорией В (на автомобиль), может пожелать также открыть и категорию А. Этот процесс проходит быстрее и проще – обучение в автошколе не требуется, нужно просто сдать экзамен в ГИБДД.
Так как между автомобилем и мотоциклом имеются различия (как в управлении, так и в ПДД), то экзамен включает и теоретическую часть.
Основной список документов примерно одинаковый во всех отделениях ГИБДД (но могут потребоваться и другие бумаги):
Даже если водитель недавно проходил медкомиссию, то для категории А придётся пройти ещё раз – необходимо врачебное заключение именно на эту категорию ТС. Пакет документов предоставляется водителем в экзаменационный отдел ГИБДД. Всю информацию, включая контактные данные, можно найти на официальном сайте.
В остальном прохождение экзамена не отличается от того, что сдают начинающие неопытные водители.
Соблюдение ПДД на мототехнике такие же, как и для остальных категорий, кроме нескольких особенностей: мотоциклисту категорически запрещено ездить без специального шлема (велосипедные, строительные и т. п. использовать запрещено), нельзя свободно ездить по магистралям на скутерах или мопедах (только по отдельной полосе) и т. п.
Водителю, разобравшемуся в тонкостях категорий А и А1 водительских прав, понятно, что это обучение на вождение мотоциклов, только с разными характеристиками. Категория А1 (как и М) открывается автоматически, когда водитель получает ВУ на ТС класса А. Для водителя с категорией В не нужно сдавать экзамен на М.
Как открыть категорию «А», если уже есть категория «Б»?
Итак, если у водителя имеется на руках водительское удостоверение категории «Б», то для получения категории «А» придётся сдавать экзамены – теоретическую часть и практическую. К сдаче теоретической части допускаются лица не моложе 14 лет, а практической – не моложе 16 лет.
Исключением могут воспользоваться лица, обратившиеся чтобы открыть категорию «А», у которых с момента сдачи теоретического экзамена на категорию «Б» ещё не прошло трёх месяцев.
Предварять экзаменационный процесс будет сбор документов, среди которых потребуются:
- удостоверение категории «Б»;
- талон к удостоверению;
- подтверждение оплаты государственного сбора;
- паспорт;
- справка из медицинского учреждения (понадобится ещё и её копия).
Для получения справки водителя направляют на медицинское обследование, которое подтвердит допуск к управлению соответствующей категории транспортных средств. Важно проверить, обладает ли центр, в который вы обратились за медицинской справкой, лицензией на право осмотра водителей. В случае обращения в частное учреждение вы можете попросить по прохождении медицинской комиссии приложить к справке копию документа, подтверждающую лицензирование центра.
Завершает список документов заявление, написанное водителем от руки. Образец такого заявления можно найти в местном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД, где вас также могут проконсультировать по вопросам получения прав другой категории.
Теоретическая часть
Проведение теоретической части позволяет узнать, насколько высоки знания правил дорожного движения у водителя и есть ли смысл проводить практическую часть экзамена. Эта часть экзамена не отличается от той, которую прошёл водитель, получая права категории «Б».
В билете экзаменующийся увидит 20 вопросов, к которым приведены по 4 варианта ответа. Правильным будет только один ответ из всех перечисленных. Кроме непосредственно правил дорожного движения, билеты охватывают и области, связанные с оказанием доврачебной помощи.
Необходимо обладать знаниями о технических тонкостях вождения, о том, каким образом производится проверка транспортных средств перед началом движения и о том, состояние каких частей транспортного средства могут стать причиной небезопасного вождения. Чтобы сдать экзамен достаточно ответить на 18 вопросов верно.
Если вкратце, то все эти сведения водители получают и защищают их знание во время обучения на категорию «Б». Таким образом, уверенному автолюбителю нет причин волноваться перед сдачей экзамена. Кроме того, получение новой категории прав может стать хорошим подспорьем для того, чтобы освежить познания в области ПДД, которые точно повысят вашу безопасность на дороге.
Да и регулярные изменения в правилах будет тоже полезно узнать и закрепить.
Практическая часть
На закрытом автодроме, чтобы открыть права категории «А», соискатель должен подтвердить навык управления мототранспортом. Почти всегда перед экзаменом водитель получает возможность проехать трассу и при этом почувствовать транспортное средство, дабы более подготовленным приступить к сдаче экзамена.
Впрочем, правилами не запрещается сдавать экзамен на собственном мотоцикле, только привезти его нужно водителю, у которого уже есть права категории «А». Также к личному транспорту понадобятся регистрация и страховка, с указанным именем владельца.
Все упражнения, которые необходимы к выполнению на экзамене, преследуют целью фиксирования навыков водителя мотоцикла в различных ситуациях. Это и управление на разных скоростях, и маневрирование в малом пространстве, переключение передачи мотоцикла. Важными аспектам являются умение правильно стартовать с места и использовать боковые зеркала.
Весь экзамен помещается в три комплекса упражнений. В первом из них вас попросят проехать по габаритному коридору, полукругу, а также по схеме «Разгон-торможение». Второй комплекс состоит из прохождения змейки, узкой «доски», а также упражнения, показывающего умение управлять мотоциклом на малой скорости.
Ну и в конце остаётся последнее упражнение – прохождение восьмёрки, ограниченной габаритами.
Порядок проведения экзаменов
Любая автошкола, в которой водитель намерен сдавать экзамен, должна располагать приемлемой базой для их проведения. Сюда входит как уровень автодрома, так и состояние транспортных средств, представляемых для проведения экзамена. Последние должны иметь подтверждение технического осмотра, который подтверждает исправное состояние транспорта.
К качеству площадки также предъявляются требования – по уровню дорожного покрытия и по количеству освещения. Все они должны удовлетворять стандартам, чтобы, сдавая экзамен, испытуемый не испытывал затруднений из-за плохого состояния автодрома.
Экзамен сдаётся по одному человеку, при этом допускается образование очереди из всех желающих пройти испытание. За ходом проведения экзамена следит один экзаменатор. Для описания прохождения упражнений он заполняет специальный экзаменационный лист.
В него экзаменатор записывает все замечания, в том числе и те, которые влекут начисление штрафных баллов. Всего водитель может набрать 5 штрафных баллов, чтобы сдать экзамен. Существует три категории ошибок, за которые начисляется штраф:
- лёгкие, стоимостью в 1 штрафной балл (если водитель не показал сигнал рукой о старте или остановке, или не включил ближний свет);
- средние, за которые начислят 3 балла (после остановки не была включена нейтральная передача, а двигатель работал, или перед началом движения двигатель заглох и другие);
- тяжёлые, повлекут начисление 5 штрафных баллов (пересечение габаритных линий, отклонение от заданной траектории движения или касание площадки ногой).
Если ошибка была допущена в одном упражнении из комплекса, то водитель может повторить это упражнение. Но в случае если по итогам комплекса сложилась отрицательная оценка, то он проходится целиком в следующий раз.