1. С появлением в уголовном процессе фигуры подозреваемого начинаются осуществление функции уголовного преследования и разработка центральной обвинительной версии. Тогда же складывается стержневое правоотношение, основанное на том, что управомоченное государством должностное лицо соответствующего правоохранительного органа официально объявляет гражданину о том, что он подозревается в совершении конкретного преступления, а последний получает законное право на защиту от этого подозрения.
2. Если же в отношении определенного лица по уголовному делу собраны определенные улики, однако дело возбуждено не в отношении данного лица, а по признакам объективной стороны преступления (закон позволяет это делать), причем данное лицо не задержано и в отношении его мера пресечения не применена, оно подозреваемым в процессуальном смысле данного понятия не является и в правоотношения с тем, в чьем производстве находится уголовное дело, еще не вступает. Это — подозреваемый в психологическом смысле слова, а с точки зрения участия в уголовном деле он никто.
3. Сформулированное в части второй комментируемой статьи правило о безотлагательном допросе подозреваемого связано с его правом на защиту. Оно обеспечивает подозреваемому в преступлении незамедлительную возможность опровержения подозрения путем дачи показаний.
В этом отношении неопределенным оказалось положение подозреваемых, которые поставлены самим актом возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. На вопрос о том, сколько времени гражданин может оставаться в неведении о том, что он является подозреваемым по уголовному делу, когда он должен быть допрошен, словом, когда он получит реальную возможность защищаться, в законе ответа не содержится. Небезупречно и само законодательное решение, когда подозреваемый появляется в деле с момента его возбуждения, когда в таком деле нет и по определению не может быть ни одного доказательства.
Слияние моментов начала производства по уголовному делу и начала уголовного преследования не имеет традиций в отечественном уголовном судопроизводстве.
4. Детальный перечень прав подозреваемого, содержащийся в части четвертой комментируемой статьи, имеет общее важное предназначение, которое заключается в том, чтобы обеспечить данному участнику предварительного расследования реальную возможность защиты, что, в свою очередь, необходимо для реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Важнейшее место среди этих прав занимает право подозреваемого пользоваться помощью защитника и еще до первого допроса иметь свидание с ним наедине и конфиденциально (пункт 3 части четвертой комментируемой статьи).
Это право возникает с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, а также с момента фактического задержания лица. Причем под задержанием в данном контексте подразумеваются и одноименная самостоятельная мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая в порядке, предусмотренном статьями 91 и 92 УПК, и физический захват лица при применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу (статья 100 УПК), т.е. арест в узкоспециальном значении этого слова.
Право пользоваться помощью защитника имеет и тот, кто статус подозреваемого приобретает в результате применения к нему до предъявления обвинения любой другой меры пресечения (а не только заключения под стражу). Такое утверждение вытекает из содержания пункта 5 части третьей статьи 49 УПК, согласно которому защитник допускается к участию в деле с момента начала осуществления «иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления». К таким мерам относятся и подписка о невыезде, и залог, и домашний арест, и другие меры пресечения (см.
статьи 102 — 107 УПК и комментарий к ним). Словом, право пользоваться помощью защитника — неотъемлемая составляющая процессуального положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве, право, возникающее одномоментно с появлением самого участника процесса, о котором идет речь.
5. Содержание подозреваемого под стражей не может служить препятствием для его свиданий со своим защитником. Некоторые положения Федерального закона от 15 июля 1995 г.
«О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» (Собрание законодательства РФ. 1995. N 29.
Ст. 2759; с последующими изм. и доп.), а также изданные на его основе ведомственные нормативные акты, устанавливающие порядок, согласно которому для свидания адвоката-защитника со своим содержащимся под стражей подзащитным требуется письменное разрешение лица, в производстве которого находится уголовное дело, признаны неконституционными и не действуют (см.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
по делу о проверке конституционности положений, содержащихся в статьях 47 и 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, и пункта 15 части второй статьи 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в связи с жалобами граждан А.П. Голомидова, В.Г. Кислицина и И.В.
Москвичева // Российская газета. 2001. 14 нояб.; Бюллетень Верховного Суда РФ.
2003. N 6. С.
34).
6. Пункт 4 части первой данной статьи как относящийся только к дознанию комментируется позднее в связи с содержанием статьи 223.1 УПК.
Комментарий к Статье 46 Уголовно-процессуального кодекса
1. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства находится в группе участников уголовного судопроизводства со стороны защиты, которые выполняют функцию уголовного процесса, связанную с защитой от обвинения.
2. Процессуальное положение подозреваемого как участника уголовного процесса определяется в зависимости от определенных оснований, которые имеют место при производстве по уголовному делу. Все основания, позволяющие лицу иметь статус подозреваемого, условно делятся на материальные (фактические) и процессуальные.
При этом каждому материальному (фактическому) основанию должно соответствовать строго определенное процессуальное основание.
3. Для того чтобы признать лицо подозреваемым, необходимы следующие основания:
1) должно быть собрано или иметься достаточно данных для принятия процессуального решения органом дознания, дознавателем, следователем о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления и в отношении конкретного лица (материальное (фактическое) основание). Данное процессуальное решение реализуется посредством вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления (по признакам конкретного (такого-то) преступления и т.д.), совершенного конкретным физическим лицом (лицами) (процессуальное основание). С момента вынесения данного вида постановления лицо автоматически становится подозреваемым, обладая при этом соответствующими правами, предусмотренными ч.
4 ст. 46 УПК РФ. Кроме того, следственная практика требует в данном случае составления протокола о разъяснении подозреваемому его прав, которые предусмотрены ч.
4 ст. 46 УПК РФ;
2) имеются все основания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ, для принятия процессуального решения органом дознания, следователем, дознавателем о подозрении лица в совершении преступления (материальное (фактическое) основание). При этом лицо становится подозреваемым с момента фактического задержания, а не с момента, когда начинает оформляться протокол о задержании подозреваемого лица (процессуальное основание).
Разница между фактическим задержанием и началом составления протокола о задержании составляет 3 часа. В некоторых случаях протокол о задержании подозреваемого лица составляется после административного задержания лица. В этом случае лицо становится подозреваемым только с момента составления протокола задержания подозреваемого лица;
3) при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 97 — 108 УПК РФ и позволяющих принять процессуальное решение о применении какой-либо меры пресечения до предъявления обвинения (материальные (фактические) основания), лицо становится подозреваемым с момента вынесения соответствующего постановления об избрании данному лицу соответствующей меры пресечения (процессуальные основания).
Кроме того, в данной ситуации необходимо соблюдать требования ст. 100 УПК РФ;
4) как правило, при производстве дознания, в случае если уголовное дело возбуждено только по признакам соответствующего преступления, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о подозрении лица в совершении преступления, дознаватель (следователь) принимает процессуальное решение о признании соответствующего лица подозреваемым (материальные основания). В этом случае дознаватель (следователь) в соответствии с ч. 1 ст.
223.1 УПК РФ составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому. С этого момента лицо становится подозреваемым, обладая соответствующими правами подозреваемого. Кроме того, при вручении уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель (следователь) в соответствии с ч.
1 ст. 223.1 УПК РФ составляет протокол с отметкой о вручении копии уведомления и разъясняет все права подозреваемого как участника уголовного судопроизводства.
4. В соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи, только в случае задержания подозреваемого в соответствии со ст.
91 УПК РФ он допрашивается не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. При этом в случае административного задержания срок, не позднее которого подозреваемый должен быть допрошен, начинает исчисляться с момента административного задержания. Кроме того, в соответствии с ч.
4 ст. 92 УПК РФ подозреваемый имеет право свидания наедине, конфиденциально с защитником. Продолжительность свидания с защитником не может быть менее 2 часов.
5. В других случаях, связанных с содержанием подозреваемого под стражей, он имеет право свидания с защитником в любое другое время. В соответствии с ч.
2 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» свидание подозреваемого или обвиняемого с его защитником может иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. Положения данной нормы распространяются и на дознавателя, следователя, а также орган дознания.
Продолжительность свидания в данном случае также регламентируется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей (п. 15 ст. 16 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
6. При задержании лица в соответствии с требованиями ст. ст.
91 и 92 УПК РФ о факте задержания подозреваемого дознавателем, следователем, а также органом дознания должен быть уведомлен не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии — другие родственники. Кроме того, подозреваемому самому предоставляется возможность уведомления о своем задержании. (Более подробно см.
комментарий к ст. 96 УПК РФ.)
7. Положения п. 1 ч.
4 комментируемой статьи ограничивают подозреваемого в предоставлении ему только определенных копий процессуальных документов. Кроме того, положения п. 8 ч.
4 комментируемой статьи ограничивают его право и на знакомство только с протоколами следственных действий, произведенных с его участием. Данное положение во многом ограничивает права подозреваемого. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г.
N 11-П определено, что не должно ограничиваться право защитника до окончания расследования по уголовному делу знакомиться с протоколами всех следственных действий, произведенных с участием подзащитного . Положения данной нормы распространяются и на подозреваемого. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, нашедшей свое отражение в ряде таких решений, как Постановления Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г.
N 6-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П и от 31 января 2011 г. N 1-П, однородные по своей юридической природе отношения в силу принципа юридического равенства должны регулироваться одинаковым образом.
Поэтому подозреваемый имеет право знакомиться со всеми протоколами всех следственных и иных процессуальных действий, в которых он и не участвовал, но они связаны с имеющимися в уголовном деле доказательствами, прямо или косвенно свидетельствующими о его подозрении в совершенном преступлении.
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений ч.
1 ст. 47 и ч. 2 ст.
51 УПК РСФСР в связи с жалобой гр. В.И. Маслова» // .
8. Помимо процессуальных прав, предоставляемых подозреваемому, УПК РФ возлагает на него определенные обязанности. Так, подозреваемый обязан своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом, если у него взято обязательство о явке (см.
об этом ст. 112 УПК); исполнять свои обязанности, связанные с применением в отношении его мер пресечения; соблюдать порядок при участии в следственных действиях и в судебных заседаниях; предоставлять по требованию дознавателя, следователя, органа дознания образцы для сравнительного исследования; соблюдать требования дознавателя, следователя, органа дознания, прокурора и суда об участии в производстве следственных и иных процессуальных действий; и т.п.
подозрева́емый
1. страд. прич. наст. вр. от подозревать
2. субстантивир. тот, кого подозревают в совершении преступления
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: темь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «подозреваемый»
Предложения со словом «подозреваемый»
- До начала допроса в кабинет следователя заходят оперативники и уводят побеседовать совсем на иную тему, где бухгалтер уже является главным подозреваемым по делу другой фирмы.
Цитаты из русской классики со словом «подозреваемый»
- Подозреваемого или обвиняемого берут под стражу и сажают в карцер.