Внесены изменения в порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Росприроднадзором
Данные изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562.
В основном нововведения затронут порядок проведения ГЭЭ. Процедура прохождения ГЭЭ будет осуществляться только путем электронного взаимодействия между заинтересованными лицами и уполномоченными на осуществление ГЭЭ органами власти. Для этого сроки некоторых административных процедур, осуществляемых в рамках рассмотрения материалов, подлежащих ГЭЭ, сокращены.
- материалы в бумажном виде для прохождения ГЭЭ,
- заключения ГЭЭ.
Сведения из реестра выданных заключений ГЭЭ будут представляться в форме выписки, на которую нанесен QR-код.
Кроме того, изменениями будут установлены новые сроки действия положительного заключения ГЭЭ:
- в основном сроки действия положительного заключения ГЭЭ будут зависеть от срока реализации объекта экспертизы. При этом положительное заключение ГЭЭ, полученное в отношении проектной документации объектов капитального строительства и в отношении материалов обоснования лицензий, должно действовать не менее 5 лет;
- бессрочно будут действовать положительные заключения ГЭЭ, выданные в отношении проектов технической документации на новую технику (технологию), на новые вещества, на пестициды и агрохимикаты. Если же в отношении пестицидов и агрохимикатов необходимо будет осуществить дополнительные исследования, то срок действия положительного заключения ГЭЭ будет составлять 3 года.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2025 года), и имеет ограниченный срок действия — до 1 января 2027 года.
Утвержден порядок ведения Росприроднадзором реестра заключений ГЭЭ
27 сентября 2022 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 24.05.2022 № 362, утверждающий порядок ведения Росприроднадзором (его территориальными органами) реестра выданных заключений ГЭЭ.
- срок включения сведений в реестр;
- сведения, которые включаются в реестр;
- открытый доступ к сведениям, содержащимся в реестре (подлежат размещению в сети «Интернет»).
Также в Приложении № 2 к Приказу Минприроды № 362 приведена форма сведений о заключении ГЭЭ, размещаемых на официальном сайте Росприроднадзора (его территориальных органов).
Кто должен вносить плату?
Как известно, существует всего четыре категории объектов негативного воздействия на ОС.
I категория — значительное влияние. Это крупные предприятия электроэнергетической, металлургической и химической промышленности.
II категория — умеренное. Организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством нефти, бумаги и т.д.
III категория — незначительное воздействие. Это, в основном, объекты, имеющие стационарные источники загрязнений: трубы выбросов и сбросов. Например, некоторые предприятия общественного питания, АЗС, котельные.
Последняя, IV категория, не платит НВОС, так как наносит минимальный ущерб природе. Это офисы, образовательные и медицинские учреждения.
Важно отметить, что все организации, независимо от сферы деятельности, должны проходить постановку на учет как объекты НВОС.
Напомним, что плату за НВОС не следует путать с экологическим сбором. За НВОС платят все объекты I-III категории, а экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров (и упаковок от них), которые подлежат утилизации.
Как рассчитать плату за НВОС?
Расчет платы зависит от многих факторов:
- характера источника загрязнения;
- вида вредных веществ и их объемов;
- конечного количества выбросов
- наличия превышения норм по загрязнению
- наличия объекта на охраняемой территории;
- мер по снижению негативного воздействия или их отсутствия.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1250 «О внесении изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», кроме прочих, содержит формулу расчета платы за НВОС:
Так, для расчета платежа за НВОС эколог должен учитывать все эти показатели, и обратиться к Постановлению Правительства РФ “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах”, затем перемножить все значения и получить итоговую сумму.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, предприятия малого и среднего бизнеса платят за НВОС только раз в год, а крупные компании обязаны вносить авансовые квартальные платежи. Рассчитать их можно одним из трех способов:
- ¼ от суммы за НВОС за прошлой год
- ¼ от суммы, которую посчитали из расчета объемов или массы загрязнений в пределах нормы.
- Берут данные из платежной базы за предыдущий квартал и умножают на соответствующие ставки платы с учетом коэффициента.
Все выплаты и отчеты контролирует Росприроднадзор. Платить нужно в его региональные ведомства.
Цель платы за НВОС — не пополнить государственный бюджет, а заставить предприятия встать на путь “зеленого производства”, уменьшить воздействие на окружающую среду и сохранить ее. Все средства от налога расходуются на реализацию государственных программ в сфере экологии. Предоставляются субсидии субъектам РФ на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
Штрафы за неуплату
В случае неуплаты налога предусмотрены штрафы (статья 8.41.1 КоАП РФ). Административный штраф в размере от 3000 до 6000 рублей налагается на должностных лиц, а на юрлиц от 50.000 до 100.000 рублей. За несдачу или пропуск сроков отчетности по экологии не предусмотрены наказания.
Однако Росприроднадзор может посчитать это сокрытием или искажением экологических данных и также выписать штраф на сумму от 20.000 до 80.000 рублей для юридических лиц и от 3000 до 6000 рублей для ИП.