Каждый вид банковского счета, открываемый в кредитной организации для юридических лиц или индивидуального предпринимателя при ведении предпринимательской деятельности, имеет свое целевое назначение.
Таблица 1. Вид банковского счета
Примечание! Каждый счет имеет уникальный балансовый номер согласно Плану счетов Банка России.
Расчетный счет
План счетов кредитной организации:
- для юридических лиц – 40702;
- для физических (индивидуальных предпринимателей) – 40802.
Данный вид предназначен для всех операций, связанных с предпринимательской деятельностью:
- оплата товаров и услуг поставщиков;
- поступление платежей от покупателей за выполненные работы, товары, оказанные услуги;
- расчеты с персоналом по оплате труда;
- перечисление налогов и взносов в контролирующие органы;
- расчеты по кредитам и займам с контрагентами и т. д.
Контроль операций фиксируется выпиской банка, предоставляемой по запросу клиента (может быть оформлена в электронном виде или при обращении в банк уполномоченных лиц). Остаток согласно ежедневной выписке должен совпадать с внутренней отчетностью предприятия.
Расчетный счет может быть открыт:
- юридическим лицам;
- индивидуальным предпринимателям;
- лицам, занимающимся частной практикой в установленном порядке;
- представительствам кредитных организаций;
- некоммерческим предприятиям для операций по целям, ради которых они были образованы.
Примечание! Согласно действующему законодательству, можно иметь неограниченное количество расчетных счетов в различных банках. Для обособленных подразделений предусмотрено открытие субсчетов.
Основанием для открытия является заключение договора с банком.
Перечень основной документации юридических лиц, предоставляемой для заключения соглашения с кредитной организацией, следующий:
- Учредительные документы – устав и типовые положения. Для органов власти – законодательные акты о создании и правовом статусе. Для индивидуальных предпринимателей – документ, удостоверяющий личность.
- Лицензии и разрешения, предоставленные данному юридическому лицу в случаях, когда они влияют на правоспособность компании заключать договоры.
- Карточка подписей уполномоченных распоряжаться финансами компании лиц (как правило, генеральный директор и главный бухгалтер).
- Документы, подтверждающие права единоличного исполнительного органа организации (приказ о назначении, собрание акционеров и т. д.).
Примечание:
- при открытии субсчетов для обособленных подразделений – положение о создании;
- предприятиям, созданным по законодательству иностранных государств, – документы, подтверждающие правовой статус, свидетельство о постановке на учет в ИФНС;
- для ИП – иностранного гражданина – дополнительно предоставляется миграционная карта или документы, подтверждающие право находиться и осуществлять деятельность на территории РФ.
Прекращение договора банковского счета осуществляется на основании заявления. При закрытии счета кредитная организация обязана в течение 7 дней выдать остаток на счете наличными клиенту или перевести средства по указанным в заявлении на закрытии реквизитам. Клиент должен сдать неиспользованные денежные чековые книжки с корешками.
Примечание! При неявке клиента за получением остатка или неполучение реквизитов для перевода средств в течение 60 дней банк обязан зачислить данные денежные средства на специальном счете в ЦБ РФ.
Кредитный счет
План счетов кредитной организации:
- для юридических лиц – 452 (например, 45201 для овердрафта);
- для физических (индивидуальных предпринимателей) – 454 (45406 для кредитов сроком от 181 дня до года).
Открывается при оформлении ссуды кредитной организацией. На нем отображаются операции по перечислению денежных средств заемщику на основании кредитного договора, а также фиксируется информация о погашении долга.
Счет делится на несколько типов:
- Простой: единоразово осуществляется зачисление заемных денежных средств согласно кредитному договору, юридическое лицо или ИП вносит деньги на счет в качестве погашения долга.
- Кредитная линия – заемные денежные средства предоставляются частичными суммами в пределах определенного лимита по мере надобности. Кредитный лимит определяется на предоставляемых в банк отчетностях о финансовом положении компании.
- Овердрафт – отдельно подключенная услуга к расчетному счету клиента: дополнительный запас денежных средств, использование которых предусмотрено при отсутствии собственных средств на счете.
Текущий валютный и транзитный счета
План счетов кредитной организации: транзитный – 40911, валютные имеют ту же структуру, что и расчетные, но цифры 3 порядка меняются в зависимости от кода валюты.
Данные типы счетов используются при осуществлении операций в иностранной валюте.
Транзитный – это промежуточный счет, на который первоначально поступает экспортная выручка организации, выраженная в иностранной валюте. Для доступа к средствам и праву их использования необходимо представить документы, подтверждающие законность сделки:
- справка о валютных операциях;
- документ-основание для зачисления средств (контракт, инвойс и т. д.).
Примечание! Открытие текущего валютного счета и транзитного осуществляется единовременно.
Депозит
План счетов кредитной организации:
- для юридических лиц – 421 (например, 42107 для депозитов на срок более 3 лет);
- для физических (индивидуальных предпринимателей) – 423.
Основное предназначение депозита – возможность получения дополнительного дохода от вклада временно свободных денежных средств. Доход начисляется в форме процентов. Согласно договору банковского обслуживания, кредитная организация обязуется вернуть сумму вклада и выплатить начисленные на нее проценты в порядке, указанном в соглашении.
Стандартные типы депозитов:
- без досрочного закрытия и пополнения;
- с возможностью пополнения;
- с возможностью частичного снятия.
Примечание! Некоторые банки предусматривают начисление дохода в виде процентов за неснижаемый остаток расчетных счетов компании – сумма в рублях или иностранной валюте, которая должна находиться на остатке на начало банковского дня в течение предварительно оговоренного срока.
Бюджетный
План счетов кредитной организации: 401 для средств Федерального бюджета и 402 для бюджетов субъектов РФ
Главное предназначение – использование выделяемых государством денежных средств в рамках действующего законодательства РФ.
Примечание! Бюджетные средства – средства целевого назначения, операции с данными поступлениями должны быть направлены на достижение той цели, финансирование которой осуществляется государством.
Специальные счета
Специальные счета открываются, когда их использование обязательно в рамках действующего законодательства.
Счет доверительного управления
Открывается на основе конкурсного производства при признании юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом. Должен вестись все время работы доверительного управляющего для проведения операций финансового управления.
Процедура закрытия банковского счета должника в ходе конкурсного производства следующая.
- Конкурсный управляющий представляет документ, удостоверяющий личность, и копию судебного решения о назначении финансового управляющего в деле о банкротстве юридического лица (индивидуального предпринимателя).
- Конкурсный управляющий заполняет заявление о закрытии банковского счета, указывая реквизиты банковского счета, на который будет переведен остаток средств на счете.
Залоговый
Цель открытия – размещение финансов, которые предназначаются для погашения обязательств залогодателя перед залогодержателем. Предмет залога – права на денежные средства по договору залога.
Открытие осуществляется согласно стандартным правилам банка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Что такое план счетов
Единый план счетов государственного учреждения (ПС) нужен для систематизации регистров бухгалтерского учета по количественным, групповым и цифровым значениям в зависимости от объекта учета и целевого функционирования той или иной организации. Он является связующим звеном между показателями учета и бухгалтерской отчетности. В план объединяются те счета, которые используются в операциях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.
Вся отраженная информация применяется для проведения аналитики функционирования учреждений и прогнозирования ее дальнейшего финансового развития.
План применяется в учете абсолютно всех организаций независимо от их формы собственности. Различают следующие виды по типам экономических субъектов:
- регистр для хозяйствующих субъектов;
- для бюджетных учреждений;
- счета для кредитных организаций.
В каждом ПС, созданном для разных типов экономических субъектов, отражаются данные, сгруппированные в соответствии с отраслевой и организационной спецификой учреждений. За содержание и нормативное регулирование документа отвечают межотраслевые министерства и ведомства. Для каждого типа учреждения разработана собственная инструкция по применению, в которой приводится детализация счетов и субсчетов к ним.
- на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
- обеспечение вариативности записей однотипных операций;
- усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
- обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
- упорядочение составления бухгалтерской документации, промежуточной и итоговой отчетности;
- уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.
План для бюджетников
Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2022 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.
Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:
- приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
- приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
- приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.
В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.
Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3.
Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.
Все остальные бюджетники используют в работе ПС бухгалтерского учета. Такое различие образовалось в связи с возможностью ведения бюджетными и автономными учреждениями предпринимательской деятельности и получения дохода от нее (пп. 2, 3 ст.
298 ГК РФ). Бюджетные организации формируют рабочий план на основе инструкции № 157н. Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, в которых отражены аналитический код учета, тип денежного обеспечения, синтетический код счета учета и код финансово-хозяйственной операции по КОСГУ.
Бюджетный план состоит из балансовых и забалансовых счетов. Он ведется в соответствии с источниками финансирования: бюджетными и внебюджетными.
Структура плана счетов бюджетной сферы
Структура бюджетного плана представлена следующими разделами:
Раздел плана счетов
Код счета бухгалтерского учета, пример
Раздел «Нефинансовые активы» отражает информацию обо всех внеоборотных активах экономического субъекта. В раздел включают учет следующих объектов:
- основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
- нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
- амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
- непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
- материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
- вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
- имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
- затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
- нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).
- права пользования активами — предназначены для отражения прав пользования зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортом и т. д.;
- обесценивание нефинансовых активов — используется для систематизации сведений об обесценивании НФА.
0 101 05 000 «Транспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности (оперативном управлении) предприятия.
0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» — отражает первоначальную стоимость недвижимости, находящейся в казне. По такому имуществу амортизация не начисляется. Также по активам, находящимся в казне, не предусмотрено выделение особо ценного и иного имущества.
Раздел «Финансовые активы» аккумулирует сведения обо всех оборотных активах учреждения. Под оборотными активами понимаются не только денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетных счетах учреждения, но и вложения в финансовые активы, авансы и дебиторская задолженность.
Раздел включает следующие группы:
- наличные денежные средства в кассе учреждения;
- средства на счетах бюджета;
- средства на счетах, открытых в органах Федерального казначейства;
- вложения в финансовые активы (в ценные бумаги, акции, облигации, векселя);
- расчеты по доходам (субсидии, налоговые доходы, поступления от собственности, платная деятельность);
- выданные авансы (авансы по оплате труда и иным расчетам с персоналом, авансы поставщикам, подрядчикам, по расчетам с бюджетом);
- суммы кредитов и займов, предоставленных сторонним субъектам;
- средства, выданные подотчет;
- расчеты по ущербу и иным доходам;
- прочие расчеты с дебиторами;
- внутренние расчеты.
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).
0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». По нему начисляются доходы от оказания предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Раздел «Обязательства» раскрывает данные о принятых обязательствах:
- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам;
- расчеты по заработной плате и прочим выплатам персоналу;
- оплата работ, услуг и товаров, полученных от сторонних организаций;
- оплата налогов, взносов и сборов, в том числе в качестве налогового агента;
- по прочим платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
- расчеты с прочими кредиторами;
- прочие внутренние расчеты.
0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» — отражает сумму начисленной заработной платы в пользу работников, трудящихся по трудовому договору.
0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи» — отражает кредиторскую задолженность, возникшую по договорам предоставления услуг связи.
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — фиксирует данные о произведенных удержаниях налога с заработной платы сотрудников организации и с иных налогооблагаемых доходов.
Специальный раздел «Финансовый результат» используется для отражения доходов и расходов по результатам деятельности экономического субъекта за определенный период. Предусмотрена детализация по временным промежуткам. Сведения группируются по результатам текущего периода, прошлых лет и будущих периодов.
0 401 10 000 «Доходы текущего периода» — используется для начисления доходов учреждения, причитающихся в текущем финансовом году.
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному году» — раскрывает информацию о понесенных расходах прошлого периода.
Регистры раздела «Санкционирование расходов» раскрывают учетную информацию по:
- лимитам бюджетных обязательств;
- обязательствам (принятым, денежным, бюджетным);
- бюджетным ассигнованиям;
- сметным назначениям;
- правам на принятие обязательств;
- утвержденному объему финансового обеспечения;
- полученному финобеспечению.
0 501 11 000 «Доведенные ЛБО» — отражает сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года.