- 2. Налоги и страховые взносы для пенсионеров
- Льготы для пенсионеров-ИП не предусмотрены.
- ИП-пенсионеры теряют право на индексацию пенсии!
- Пенсионерам-ИП не выплачивают региональные надбавки.
- 4. Как зарегистрировать ИП пенсионеру в 2022 году : инструкция
- Шаг 1: Подготовка документов
- Шаг 2: Оплата пошлины
- Шаг 3: Подача документов на регистрацию
- Шаг 4: Получение подтверждения
- Из чего складывается пенсия
- Откуда идут начисления и в каком размере
- Особенности пенсии для ИП
После окончания трудовой карьеры, граждане выходят на пенсию и получают денежное довольствие от государства в комплексе с массой свободного времени. Многих не устраивает новый доход, поэтому пенсионеры продолжают работать или ищут новые пути для заработка. Нередко появляется вопрос – можно ли открыть ИП на пенсии?
Обращаясь к закону, мы не увидим никаких препятствий в виде возраста или наличия государственной выплаты. Не могут заниматься бизнесом только те пенсионеры, которым это запрещено по решению суда. Также, одним из ограничений указана дееспособность, но это условие обычно применяется к нижней границе возрастной планки, ограничивая регистрацию юных ИП до 18-ти.
Полный список запрещающих условий указан в Федеральном Законе №129, и пенсионный возраст в этот перечень не входит. А значит, ответ на вопрос “можно ли пенсионеру открыть ИП” — утвердительный. Если вы — в здравом уме и изъявляете желание встать на учет, как ИП — это ваше законное право.
2. Налоги и страховые взносы для пенсионеров
Пенсионеры могут пользоваться правом на собственный бизнес вне зависимости, работающие они, или получают только пенсионные выплаты. Однако очень интересен вопрос — а есть ли льготы? Например, нужно ли уплачивать страховые взносы в ПФР, ведь пенсия уже сформирована?
Льготы для пенсионеров-ИП не предусмотрены.
Пенсионеры, идущие в бизнес, равноценны в правах с остальными предпринимателями и не имеют никаких отдельных послаблений. Даже если пенсионный стаж уже накоплен в достаточном объеме, страховые взносы придется отчислять, как все.
Обращаем внимание, что обязанность уплаты таких отчислений не прекращается, даже если вы полностью останавливаете деятельность (например, болеете и не занимаетесь бизнесом некоторое время). Поэтому, если в бизнесе планируется большой перерыв, проще ликвидировать ИП, а после восстановления — открыть ИП снова. Ограничений на количество регистраций нет.
Таким образом, делаем выводы:
- У пенсионеров нет никаких льгот в бизнесе
- Права пенсионеров равны правам остальных предпринимателей
- Страховые отчисления платить нужно
Возможно, у вас появится вопрос — а куда же пойдут вновь оплаченные взносы в ПФР? Минфин разъяснил, что новые отчисления учитываются в формировании следующих выплат, значит — в следующем году пенсия будет увеличена. Однако есть нюанс с потерей индексации, о котором мы обязательно расскажем в следующих пунктах.
ИП-пенсионеры теряют право на индексацию пенсии!
Если взять во внимание уровень последних индексаций в 2022 году, то потеря получается весомая. Тем не менее в случае ликвидации ИП, данная надбавка снова будет начисляться с перерасчетом за тот период, когда пенсионер вел коммерческую деятельность. То есть, после завершения карьеры в бизнесе, выплаты будут такими же, как если бы этого периода не было.
Но, это еще не все потери.
Пенсионерам-ИП не выплачивают региональные надбавки.
Граждане, у которых размер накопленной пенсии не доходит до прожиточного минимума в регионе, получают соответствующую надбавку. Если сумма за годы стажа оказывается меньше установленной суммы, государство назначает надбавку. Оформляя ИП, на эту надбавку вы можете не рассчитывать.
4. Как зарегистрировать ИП пенсионеру в 2022 году : инструкция
Оформить ИП в 2022 году не трудно. Мы подготовили пошаговую инструкцию, которая поможет зарегистрироваться без проблем и расходов.
Шаг 1: Подготовка документов
Подготовительный этап включает ряд моментов, определиться с которыми необходимо еще до подготовки документов.
Узнать, в какой ИФНС в вашем регионе происходит государственная регистрация ИП. Не все отделения занимаются постановкой на учет. Как правило, регистрирующий орган всего один на город или регион.
Регистрирующая ИФНС подбирается по прописке предпринимателя. Определить свою можно, используя специальный сервис ФНС. На нем вы узнаете наименование и реквизиты налогового органа, по которым впоследствии будут производиться оплаты (госпошлина, налоги, взносы).
Определиться со способом подачи документов. От этого решения зависит необходимость уплаты государственной пошлины. В 2022 году при электронной подаче документов платить ее не нужно, а при подаче бумажных аналогов — заранее оплачивается пошлина в размере 800 рублей.
Выбрать подходящие ОКВЭДы. В заявлении на открытие ИП потребуется указать коды экономической деятельности, которой вы планируете заниматься. В выборе стоит быть внимательным: некоторые ОКВЭДы могут потребовать лицензирования, получения специального разрешения или заказа справки об отсутствии судимости.
Количество ОКВЭД не ограничено, но выбирать все подряд тоже не следует, чтобы не привлечь лишнее внимание ФНС и не запутаться в отчетах.
Определиться с налоговым режимом. Для начинающих ИП наиболее выгодны льготные тарифы: “упрощенка” или патент. Обратите внимание: при выборе УСН, подать уведомление о использовании упрощенки необходимо в течение 30 дней после регистрации: не пропустите этот срок, так как следующая возможность откроется лишь с нового календарного года.
Для постановки на учет будущему ИП потребуется стандартный бланк заявления Р21001. Заполнить форму можно как от руки, так и в электронном формате. Пенсионер должен написать в нем личные данные, адрес, указать вид деятельности и контакты.
При подготовке формы Р21001 обратите внимание на такие моменты:
- Следуйте требованиям машиночитаемости документов (только темные чернила или печатный текст черного цвета, заполнение клеток только одним символом, верные сокращения, заглавные буквы или шрифт courier new).
- Основным ОКВЭД укажите деятельность, от которой планируете получить больше всего дохода.
- Указывайте актуальный e-mail, поскольку на него придет уведомление о постановке на учет — ваш лист записи ЕГРИП.
- Не подписывайте форму заранее! Подпись нужно поставить в присутствии сотрудника налоговой, МФЦ или нотариуса. При онлайн подаче, ручная подпись заменяется электронной.
Наш сервис оказывает помощь в подготовке необходимых документов бесплатно. Мы автоматически сформируем для вас заявление Р21001, квитанцию на оплату пошлины, а также уведомление о применении УСН. В процессе подготовки, определим подходящую инспекцию и поможем определиться с подходящими ОКВЭД.
А еще, готовые документы можно будет подать онлайн и стать ИП без посещения ИФНС!
Шаг 2: Оплата пошлины
В 2022 году у будущих бизнесменов есть возможность подать документы без уплаты государственной пошлины. Для этого, заявление должно направляться в электронной форме. Если же вам ближе личный визит в налоговую или отправка документов почтой — придется заплатить 800 рублей.
Квитанцию можно сформировать с помощью специального сервиса ФНС или получить бесплатно с пакетом документов, который подготовит наш сервис. Платеж производится через почтовые или банковские отделения, также можно оплатить в своем интернет-банке или на Госуслугах. Квитанцию на всякий случай рекомендуется сохранять, хотя ее предъявление и не является обязательным.
Шаг 3: Подача документов на регистрацию
Сегодня перечень способов подачи документов достаточно много: каждый может выбрать наиболее комфортный вариант:
- Непосредственно в налоговую. Способ традиционный, имеет и плюсы, и минусы. Плюс один — инспектор может проверить правильность оформления документов при их приемке и сразу указать на ошибки. Минусов больше: нужно платить пошлину, стоять в очередях и подстраиваться под график работы отделения, нельзя принести документы на флэшке. Часто регистрирующая ИФНС расположена неудобно и приходится ехать в другой город.
- В центрах МФЦ. Таких центров много и в них всегда очереди, однако сдать документы можно без госпошлины: сотрудники переводят данные с бумаги в электронный вид самостоятельно.
- У нотариуса. Существует платная нотариальная услуга, в рамках которой документы направляются онлайн с использованием ЭЦП нотариуса. Это удобно, но затратно. К тому же, запись также осуществляется по очереди.
- Онлайн в ФНС. Способ актуален только для тех, у кого есть цифровая подпись и все для работы с ней (программа обмена документами, криптозащита).
- Онлайн с нашим сервисом. Это быстро и бесплатно. Сервис сам готовит нужные документы и подает в ФНС. Дополнительное преимущество — ускоренная регистрация за сутки.
Шаг 4: Получение подтверждения
Стандартный период обработки формы Р21001 составляет 3 рабочих дня, а при онлайн-подаче сокращается до суток. В результате на почту предпринимателя приходит лист записи ЕГРИП (выдается вместо свидетельства) или уведомление об отказе с причиной (если налоговая не приняла заявление).
Если в регистрации ИП отказано, то необходимо ознакомиться с причиной и понять — можете ли вы ее исправить. Чаще всего отказы связаны с неверным заполнением бланков, поэтому в большинстве случаев решить проблему можно. Если повторно вы направите заявление в течении 3-х месяцев, то оплачивать пошлину снова не придется.
Если причина отказа неисправима, но вы считаете её незаконной — всегда есть право обжаловать отрицательное решение ФНС в судебном порядке.
Обращаясь к нашему сервису, вы можете не переживать за отказ в регистрации ИП! Мы следим за соблюдением всех требований и правил налоговой, чтобы заявления принимались с первого раза!
Из чего складывается пенсия
- Базовая часть. Сейчас фикс этой части составляет 4500 рублей. Эта сумма неизменна вне зависимости от того, сколько вы проработали. Минималка. Выплачивать её будут каждому, кто достиг пенсионного возраста. Как вы знаете, сейчас это 60 лет для мужчин, и 55 — для женщин. Есть ещё такое понятие, как прибавка к базовой части пенсии. Но она формируется исходя уже из страховых вливаний.
- Страховая часть
- Страховые взносы в фонд
- Накопительная часть создаётся самим человеком. Для создания и накопления, нужно будет выбрать любой из действующих пенсионных фондов и добровольно перечислять туда деньги.
Именно последняя часть, та, которая добровольная накопительная — наиболее полезна для индивидуального предпринимателя. Он сам управляет ею, изменяя размер своей пенсии.
Откуда идут начисления и в каком размере
Все взносы, которые платились за время трудовой деятельности. Это 22 процента от каждого заработка, которые направляются в пенсионный фонд. Из них:
- 6% в счёт будущей базовой части
- 10% в счёт страховой части
- Ещё 6 % — в накопительную
Но это так, если вы родились после 1967 г. Если позже, то 16% пойдут целиком в пенсионный фонд.
Интересна ситуация с некоммерческими структурами (НПФ). Позиция государства сейчас такова, что граждан стараются убедить сделать выбор в пользу государственного фонда. Существует даже мораторий на накопительную часть.
Введено это с 2014 года. И позиционируется как способ обезопасить граждан нашей страны, ведь некоторые НПФ не могут дать гарантий того, что потом вы будете получать от них пособия. Насколько это правомерно и насколько правда непонятно.
Но именно поэтому 16 процентов после 2014 года отчисляются в счёт именно страховой доли.
Но в случае, когда договор с НПФ подписан раньше, сбережения остаются именно в этом фонде.
Для того же, чтобы высчитать сумму вашей гипотетической пенсии, можно воспользоваться формулой:
Пенсия = сумма пенсионных баллов * стоимость одного балла в год, когда лицу будет назначена пенсия + фиксированная ставка.
Для примера, стоимость этого одного балла в 2017-ом году равно 78,57 рубля. А размер фикс. части — 4558,93 рубля.
Существует ещё один способ высчитать свою будущую пенсию — воспользоваться специальным сервисом, который вам посчитает все. Найти его можно найти сайте Пенсионного фонда России.
Особенности пенсии для ИП
В случае если хотите получать пенсию, вам потребуется:
- Проработать в формате ИП 5 лет, за которые постоянно велись отчисления в пенсионный фонд
- Заполнить бланк заявления и отнести его в «пенсионку». Сделать это нужно за тридцать дней до срока, когда вы планируете начать получать пенсию.
Для этого понадобятся и другие документы:
- Паспорт
- Трудовая книжка
- Архивные документы. Именно по ним будет определяться ваш стаж работы
Если возможности приносить лично собранный пакет документов нет, то можете отправить его заказным письмом через почту. Если воспользуйтесь этим вариантом, то днём, в который вы обратились за получением пенсии будет считаться тот, который указан на письме в штампе.
В случае решения ИП не прекращать трудиться, уже достигнув положенного возраста и получая уже пенсионные выплаты, платить взносы всё равно нужно. Для чего? Они повышают страховую часть вашей пенсии. Тогда индивидуальный предприниматель вправе запросить перерасчёт выплат.