По состоянию на 10 августа 2020 года в России насчитывалось 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Больше половины из них (3,3 млн) — это индивидуальные предприниматели. Таковы данные Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС).
Эта форма ведения бизнеса в России очень популярна и имеет ряд преимуществ по сравнению с ООО или недавно появившимся статусом самозанятого. Например, ИП проще начать и прекратить свою деятельность. Также среди очевидных плюсов — упрощённая система налогообложения без НДФЛ: или 6% с доходов, или 15% с разницы между доходами и расходами.
При этом доход предприниматель может беспроблемно и быстро перевести себе на карту или снять наличными (с учётом определённых требований) в банке.
Cобственник ООО, например, позволить себе такой роскоши не может.
Почему ИП могут упразднить и как это отразится на бизнесе
Идея остановиться только на статусах самозанятых и юрлиц не нова — ранее её выдвинул Институт экономики роста имени Столыпина, в котором наблюдательный совет возглавляет уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.
После выхода 3 февраля интервью Титова ТАСС, где он прокомментировал этот вопрос, предпринимательское сообщество вновь начало активно обсуждать возможную перспективу отмены ИП. И хотя никаких документов и проектов на эту тему пока не готовится, специалисты опасаются, что через определённое количество лет власти действительно могут приступить к воплощению идеи в жизнь.
Зачем же вообще (даже в теории и перспективе) государству может понадобиться отмена статуса «индивидуальный предприниматель»?
Главную причину отметил Борис Титов: власти хотели бы сделать финансовые операции и обороты ИП более прозрачными. Одна из важных задач — сократить вывод денег мимо налоговой через схемы с обналичиванием.
«В компаниях — разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги. Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя всё вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление.
Конечно, в этом есть некая нелогичность», — отметил Титов. Он также заявил, что необходимо находить меры для решения проблемы постепенно, чтобы не нанести ущерб людям.
Предприниматели уверены, что вести малый и средний бизнес в стране сегодня и так непросто, а закручивание гаек приведёт либо к исчезновению, либо к большему уходу бизнеса в тень. То есть возможная реформа возымеет обратный эффект, а своих целей власти всё равно не достигнут.
В любом случае, упразднение ИП — это очень далёкая перспектива. Но даже если она и осуществима, то власти должны решить, какими статусами можно заменить индивидуальных предпринимателей. Сегодня есть лишь два альтернативных варианта — ООО и самозанятость.
Однако если останутся только такие формы ведения малого и среднего бизнеса, как, например, на международном рынке (там нет ИП, но есть аналоги ООО и самозанятых), властям в любом случае нужно их пересматривать, развивать и модернизировать.
Какие проблемы предстоит решить
Очевидно, что далеко не все захотят регистрировать бизнес как ООО (учитывая налоговую ставку и сложность вывода средств), но при этом не смогут и примерить иной статус — самозанятого. Почему же львиной доле ИП не стать самозанятыми? Основная причина — допустимый ежегодный доход не более 2,4 млн рублей. По крайнем мере сейчас законодательство предполагает именно такую максимальную сумму, что, конечно, не очень много для предприятия.
Изначально ещё молодой институт самозанятых в нашей стране предполагался не как полноценный бизнес, а как подработка. И часто не регулярная, а периодическая. Такая форма точно не синонимична полноценному бизнесу индивидуальных предпринимателей — часто с крупным оборотом и имущественной ответственностью.
Выходит, одно никак не может заменить другое.
Переживать по поводу отмены статуса ИП пока точно рано. В ближайшее время ничего подобного не произойдёт. Как минимум нам предстоит ещё долгий путь по реформированию законодательства. Нужно будет или менять требования к статусам ООО и самозанятых, или создавать абсолютно новую форму ведения малого и среднего бизнеса, которая придёт на смену ИП.
В любом случае сегодня и ещё несколько лет деловой климат послепандемийной России не будет располагать к глобальным изменениям. Часть бизнеса и так сильно пострадала от кризиса или залезла в долги, которые рано или поздно нужно будет отдавать, а это приведёт к новой волне банкротств. Значит, говорить о весомых изменениях и придумывать пути отхода точно пока рано.
Могут ли отменить статус ИП в России?
В одном из недавних интервью агентству ТАСС уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов высказал мнение, что возможно, нужно будет ликвидировать в России статус ИП. Бизнес-омбудсмен назвал сегодняшний статус ИП “несколько нелогичным:
. во всем мире существуют или самозанятые, которые не имеют права нанимать людей на работу, или юридические лица – компании. В компаниях присутствует разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги.
Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность.
Кстати, этот вопрос Борис Титов с коллегами поднимал и ранее. Так, в 2015 году он предлагал лишить ИП права нанимать работников, а ИП с нанятыми работниками перевести в статус малых предприятий.
Тогда же, еще в 2015 году, он объявил о том, что будет рассмотрен вопрос о специальной регистрации в системе ФНС самозанятых физлиц без возможности нанимать персонал. В 2018 году такой закон был принят — Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ, который ввел новый льготный налоговый режим, более известный как налог на профессиональный доход.
Новшество было принято положительно, и налоговый режим НПД сегодня пользуется большим спросом и действует во всех регионах страны: по данным на январь 2021 года в России статус самозанятого имеет более 1,5 миллионов человек. Кстати, многие ИП, проанализировав свою деятельность, пришли к выводу, что новый спецрежим будет для них привлекательнее.
Но причин для беспокойства у российских ИП пока нет: сейчас вопрос о ликвидации статуса ИП даже не рассматривается. Это, как отмечает сам Титов, вопрос долгосрочной перспективы. Бизнес-омбудсмен понимает, что резко отменить ИП нельзя:
. люди привыкли к такой системе, уже многие и многие годы индивидуальные предприниматели нанимают людей, … так просто рубить это топором невозможно. И надо находить какие-то меры, очень постепенного, несложного и не наносящего ущерб людям пути.
Когда будет отмена ИП?
Прямо сейчас и в ближайшее время никто не будет отменять ИП, потому что это нанесет большой ущерб экономике. Из-за такого решения большая часть бизнеса просто уйдет в тень, появятся какие-то серые схемы ухода от налогов и т.д. Поэтому на уровне правительства, на законодательном уровне такие обсуждения даже не инициировались.
Но в любом случае считает Борис Титов, реформы в экономике обязательно будут. И они уже идут: отмена ЕНВД — один из первых шагов по реформированию налоговой системы.
Когда же можно ждать таких радикальных изменений? То, что сейчас происходит с российским малым бизнесом не позволяет говорить и даже думать об отмене каких-либо льгот для малых предпринимателей (а ИП с наемными сотрудниками — это безусловно льгота). Такие вопросы нужно будет решать не раньше, когда в экономике наметится устойчивый рост и положительная динамика, когда будет значительно увеличена, хотя бы до уровня Западной Европы в 40%, доля МСБ в ВВП страны.
ИП, самозанятый или ООО
Сегодня в России существуют три основные формы малого предпринимательства: Общество с ограниченной ответственностью (ООО или юр.лицо), индивидуальный предприниматель (ИП) и самозанятый (физлицо). Обособленно стоит пока рассматривать ИП на новом налоговом режиме — НПД (налог на профессиональный доход). Подробно о нем мы писали в статье ИП на НПД.
Чтобы понять, чем они различаются, какие льготы имеют и какие налоговые режимы могут использовать, мы свели все основные характеристики в одну небольшую табличку.
Пресс-служба бизнес-омбудсмена на следующий день:
4 февраля, на следующий день после публикации «скандального» интервью Титова, его пресс-центр сообщил, что отменять статус Индивидуального предпринимателя в России пока не планируется, а вопрос обсуждался только в перспективе.
«Затронутая в интервью Бориса Титова ТАСС тема «упорядочения» организационно-правовых форм с их разделением по принципу «самозанятый — работодатель» относится к дальней перспективе. Поэтому дискуссии о судьбе ИП как института смогут перейти в практическую плоскость не раньше, чем начнётся устойчивый экономический рост и будут выполнены давно поставленные задачи по наращиванию доли малого и среднего бизнеса в ВВП. Хотя бы до минимальной европейской границы в 40%», — сообщила пресс-служба Титова.
Таким образом в пресс-центре дали понять, что вопрос отмены статуса ИП стоит в планах, но не в краткосрочных. Однако, учитывая потребность бюджета в налоговых поступлениях, которые сократились из-за прошлогодней пандемии, санкций и кризиса с ценами на нефть, а также начавшегося бурного обсуждения темы в СМИ, вероятно, что отмена статуса ИП для властей это не игра «в долгую».
Без образования юридического лица
Индивидуальные предприниматели, они же ИПшники, уже успели сменить несколько названий. Изначально в новой России эта форма собственности называлась длинной, но предельно отражающей ее смысл фразой «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ), затем какое-то время — «частный предприниматель» (ЧП).
Неизменным оставалось одно. Эта форма собственности (а вернее, организации бизнеса) фактически позволяла быть человеком и юрлицом в одном лице. Открыл, например, предприниматель у себя во дворе магазин — и ему не надо отдельно учреждать общество с ограниченной ответственностью, регистрировать юридический адрес, назначать директора и делать массу других затратных и совершенно ненужных в данном случае вещей.
Но вот когда речь идет не о маленьком магазине, а о предприятии с многомиллионными оборотами, подобная форма собственности действительно начинает выглядеть несколько странно, в первую очередь для налоговой.
Есть множество помещений, наняты сотни людей, но при этом все вместе это называется «индивидуальный предприниматель». Какой же он индивидуальный?
Главная нелогичность, на которую обратил внимание уполномоченный по защите предпринимателей при президенте России Борис Титов в своем интервью ТАСС, касалась дел финансовых. Ведь в предприятиях с другой формой собственности, тех же ООО, отдельно есть деньги компании и отдельно — деньги учредителей. В случае с ИП это один общий кошелек, за траты денег которого предприниматель не платит налогов, как будто все это — его личные сбережения.
Почему вообще нам должно быть интересно мнение Бориса Титова, который не член правительства и напрямую не принимает решения? Ответ прост: на практике нередки случаи, когда подобные заявления делаются для того, чтобы прощупать почву и посмотреть на реакцию. Поскольку о возможности реализации планов упразднить говорилось ранее самыми разными чиновниками и депутатами, сейчас может быть как раз такой случай.