1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования — гуманный уголовно-правовой институт, основу которого составляет правило: если государству в лице его компетентных органов не удалось в течение установленного законом разумного срока привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее данное преступление, то государство отказывается от уголовного преследования данного лица. Исключением из названного правила являются случаи, предусмотренные ч.
ч. 4 и 5 комментируемой статьи.
2. Срок давности уголовного преследования — установленный законом период времени, в течение которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления и данному лицу может быть назначено уголовное наказание. Датой начала течения срока давности является день совершения преступления, а датой окончания срока — день вступления приговора суда в законную силу.
3. Сроки давности уголовного преследования действующий закон связывает исключительно с категорией преступления: чем более тяжкое преступление, тем дольше срок давности. Представляется, что такой подход законодателя к исчислению сроков давности уголовного преследования чрезмерно репрессивен и не вполне корреспондируется с уголовно-правовым принципом справедливости (ч.
1 ст. 6 УК). Например, действующий уголовный закон устанавливает один и тот же срок давности привлечения к уголовной ответственности в 10 лет за совершение кражи с незаконным проникновением в жилище (п.
«а» ч. 3 ст. 158 УК, санкция от двух до шести лет лишения свободы) и за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (часть 2 статьи 162 УК РФ, санкция от пяти до 10 лет лишения свободы).
Приведенный пример свидетельствует о том, что категория преступления вряд ли может рассматриваться в качестве справедливого критерия для дифференциации сроков давности, поскольку в данном случае доминирует формальный признак и не учитываются характер и степень общественной опасности конкретного преступления, степень реализации преступного намерения (приготовление к преступлению, покушение на совершение преступления), как это имело место в соответствующих нормах УК РСФСР.
4. Исчисление срока давности уголовного преследования начинает течь с нуля часов того дня, в который было совершения преступления. Например, преступление небольшой тяжести было совершено 10 декабря 2009 г.
в 15 час. Срок давности в данном случае начинает течь с 00 час. 10 декабря 2009 г.
(хотя фактически преступление совершено после указанного времени) и заканчивается в 24 часа 9 декабря 2011 г. Исчисление срока с 00 час. 11 декабря 2009 г.
означало бы, что данный срок истекает в 24 часа 10 декабря 2011 г., хотя преступление было совершено в 15 час.
5. В соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи по каждому преступлению сроки давности исчисляются самостоятельно в зависимости от категории преступления.
Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда (совершило побег, скрывается, нарушило подписку о невыезде и т.д.). Сам по себе факт объявления розыска лица, подозреваемого в совершении преступления, при отсутствии иных данных (например, осведомленность лица об объявлении его в розыск), не является достаточным основанием полагать, что лицо уклоняется от следствия.
6. Течение срока давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. При этом следует иметь в виду, что течение срока давности возобновляется, а не начинается вновь. Время, в течение которого лицо уклонялось от следствия и суда, не засчитывается в срок давности.
7. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено исключение из общего правила освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
К лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением, вопрос о применение сроков давности решается судом. В связи с этим, истечение 15-летнего срока с момента совершения названного преступления не является для органов предварительного расследования препятствием для возбуждения уголовного дела, расследования, предъявления обвинения и направления уголовного дела в соответствующий суд для рассмотрения по существу. По поступлении уголовного дела в суд, вопрос о применении сроков давности к подсудимому может быть решен в процедуре предварительного слушания, если подсудимый не возражает против такого решения.
Если же подсудимый возражает против прекращения уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования, то производство по делу продолжается в обычном порядке и вопрос о применении сроков давности и прекращении уголовного дела либо о признании лица виновным и назначении наказания (за исключением смертной казни и пожизненного лишения свободы) решается в порядке, установленном гл. 39 УПК. При этом следует учитывать обстоятельства, предусмотренные ч.
3 ст. 60 УК, а также время, которое фактически прошло с момента совершения преступления, сверх установленного п. «г» ч.
1 комментируемой статьи. В любом случае выводы суда о применении либо неприменении сроков давности должны быть мотивированы в судебном решении.
8. Положения ч. 4 комментируемой статьи не распространяются: а) на женщин; б) лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет; в) лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет, если суд признает возможным применить к ним положения гл.
14 УК; г) мужчин, достигших к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста; д) лиц, совершивших неоконченные преступления — в отношении которых наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни не применяются (не назначаются) на основании закона (ч. 2 ст. 57, ч.
2 ст. 59 и ч. 4 ст.
66, ст. 96 УК).
9. В ч. 5 комментируемой статьи законодателем установлен императивный по своей сути запрет на применение сроков давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353, 356 — 358 УК).
Комментарий к Ст. 78 Уголовного кодекса
1. Давность привлечения к уголовной ответственности — это истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, которые делают нецелесообразным привлечение лица к уголовной ответственности.
2. Срок давности исчисляется со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Следовательно, освобождение в связи с истечением сроков давности возможно на любой стадии уголовного процесса до вступления приговора в законную силу.
В уголовном процессе истечение сроков давности считается одним из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
3. Если истечение сроков давности обнаружено в стадии судебного разбирательства, то суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного не от уголовной ответственности, а от наказания.
4. Действующим уголовным законодательством предусматриваются три различных варианта решения вопроса об освобождении лица, совершившего преступное деяние, от уголовной ответственности:
— по истечении сроков давности компетентные государственные органы обязаны освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности. Сроки давности дифференцируются в зависимости от категории (тяжести) совершенного преступления (ч. 1 ст. 78 УК);
— по истечении сроков давности суд получает право освободить лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 78 УК).
При этом суд должен учитывать всю совокупность обстоятельств, характеризующих преступление, личность и поведение лица после совершения преступления. Для положительного решения вопроса требуется внутреннее убеждение состава суда об утрате лицом, совершившим особо тяжкое преступление, общественной опасности. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.
Максимальный срок лишения свободы в таком случае не может превышать 20 лет, а по совокупности преступлений и приговоров — соответственно 25 и 30 лет (за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 56 УК).
Следовательно, в этом случае сроки давности, хотя и не применяются в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности, тем не менее влекут существенное законодательное смягчение уголовной репрессии;
— сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. 353, 356, 357, 358 УК, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. 277, 278, 279 и 360 УК.
5. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно (ч. 2 ст. 78 УК).
6. Освобождение от уголовной ответственности за давностью допускается при условии, если в течение установленного срока лицо, виновное в преступлении, не уклонялось от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа; в противном случае течение срока давности приостанавливается (ч. 3 ст. 78 УК).
Уклонение от следствия или суда — это умышленные действия, специально направленные на уклонение от уголовной ответственности. В качестве таковых практика рассматривает изменение фамилии, проживание в другом месте с сокрытием от властей, пластические операции с целью изменения внешнего вида и др. Оно также может иметь место как в тех случаях, когда орган следствия или суд уже осуществили определенные процессуальные действия (избрана мера пресечения, предъявлено обвинение и др.), так и тогда, когда лицо скрывается в целях уклонения от уголовной ответственности, не будучи еще известным органам правопорядка и правосудия.
Однако не признается уклонением сам факт переезда в другое место жительства или смена места работы без каких-либо иных действий, специально направленных на избежание уголовной ответственности.
7. Течение срока давности после его приостановления возобновляется с момента задержания скрывшегося преступника или его явки с повинной. При приостановлении течения сроков давности время, которое истекло до уклонения лица от следствия или суда, не аннулируется, а подлежит зачету в общий срок давности.
8. Прекращение возбужденного уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 78 УК, не допускается, если против этого возражает обвиняемый. Производство по делу в этом случае продолжается в обычном порядке. Если оно завершается вынесением обвинительного приговора, суд с учетом истечения срока давности должен освободить виновного от наказания.
9. Об освобождении от уголовной ответственности по данному основанию см. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».