- Заполняем платёжку по-новому
- Поле 101 — статус составителя платёжки
- Поле 104 — код бюджетной классификации
- Прочие поля в платёжке
- Базовый вариант заполнения платежного поручения
- Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2025 г.
- В какую налоговую адресовать платеж
- Оформление платежки на уплату старых долгов
После Нового года все налогоплательщики (фирмы, ИП и физические лица) будут обязаны применять новый порядок платежей в бюджет — общую сумму взносов и налогов одним переводом. Такой перевод называется единым налоговым платежом (ЕНП) и описан в п.1 ст. 58 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 14.07.22 № 263-ФЗ.
Налоговики создадут для каждого плательщика единый налоговый счёт. Там будет учитываться ЕНП и совокупная обязанность, включающая все положенные к уплате в госбюджет суммы: налоги, взносы, штрафы, пени, авансовые платежи и проценты. ФНС сама распределит деньги, полученные как единый платёж, на погашение плательщиком совокупной обязанности.
Желательно, чтобы ЕНП был больше или равен совокупной обязанности.
Важно! Новый порядок не затронет взносы «на травматизм», которые платятся в ФСС и регламентируются не НК РФ, а Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ. На травматизм платим по-старому.
Заполняем платёжку по-новому
Для внесения единого платежа достаточно единственного платёжного поручения.
Специальный проект Министерства финансов корректирует правила заполнения полей в платёжках при переводе средств государству (утв. прил. № 2 к приказу Минфина от 12.11.13 № 107н). Новые правила, если их утвердят, будут действовать с Нового 2025 года.
Какие поля предложили заполнять по-другому:
Контур.Фокус — быстрая проверка контрагента!
Поле 101 — статус составителя платёжки
На данный момент в нём можно указать одно из этих значений:
- «01» — налогоплательщик является юридическим лицом
- «02» — налоговый агент
- «13» — статус налогоплательщика — ИП или физическое лицо, например, адвокат, нотариус или руководитель фермерского хозяйства
В следующем году, согласно проекту, вместо этих значений появятся 2 других:
- «04» — внесение ЕНП
- «0» — уплата налогов, сборов, взносов, авансовых платежей, штрафов, пеней и процентов, которые не включены в ЕНП.
Просим учесть! Новые числа, то есть «0» и «04», будут применяться всеми плательщиками: не только фирмами, но и физлицами, включая «частников».
Поле 104 — код бюджетной классификации
Будущий приказ говорит, что заполнять поле 104 потребуется по тому же принципу, что и сегодня. В нём проставляют 20-значный КБК. Недопустимо, чтобы код состоял из одних нулей.
Вопрос в другом: какой код подойдёт к перечислению ЕНП в бюджет. Список КБК на следующий год (утверждён приказом Минфина от 17.05.22 № 75н) содержит КБК перевода ЕНП от физических лиц. Однако, там нет аналогичного кода для ИП и предприятий.
Часть экспертов утверждает, что следует указывать КБК для операций по внутреннему финансированию бюджетных дефицитов из средств единого налогового платежа. Другие считают этот метод некорректным. Можно только надеяться, что Минфин успеет до Нового года ввести специальный код бюджетной классификации для уплаты ЕНП фирмами и ИП.
Внимание! Если в следующем году Вам потребуется платить налоги, взносы и другие обязательные платежи, не включённые в ЕНП, в том числе, деньги за прошлые периоды, то в платёжных поручениях нужно будет писать те же коды, что и в этом году.
Прочие поля в платёжке
Из текста проекта следует, что при уплате ЕНП с 2025 года часть полей платёжного поручения потребуется оставлять пустыми либо ставить в них 0. В таблице ниже показаны значения некоторых реквизитов, которые надо будет использовать с января, если проект всё-таки будет принят.
Базовый вариант заполнения платежного поручения
В настоящее время правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации определены Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Этот документ никаких особенностей, связанных с введением ЕНП, не устанавливает. Минфином подготовлен проект нового Приказа взамен Приказа № 107н.
В проекте указано, что новый документ должен начать действовать по истечение 9 месяцев с момента официального опубликования, а значит, вероятно, появится еще какой-то временный промежуточный порядок, которому суждено действовать с начала 2025 года.
Сейчас затронуть эту тему важно, поскольку многим налогоплательщикам необходимо подготовиться к новому порядку, как технически, так и психологически.
ЕНП не заменяет отдельные налоги, а является лишь способом их уплаты. С 01.01.2023 налоговые органы определяют принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, в порядке, установленном п. 8 ст.
45 НК РФ. Т. е.
после поступления средств происходит распределение суммы на покрытие обязанностей по уплате отдельных налогов, страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов. Определить, куда и сколько причитается, помогают, в первую очередь, налоговая отчетность и так называемые уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам (п. 9 ст.
58 НК РФ). Последние подаются в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по налогу вовсе не установлена НК РФ. Получается, что при сроке уплаты большинства налоговых платежей до 28 числа соответствующего месяца, налоговые органы предварительно получают либо декларацию (расчет), либо уведомление.
Именно в этих документах отражаются КБК налога, ОКТМО, КПП, сумма налога (авансового платежа), период, за который производится уплата. В самом платежном поручении на уплату ЕНП место большинства из этих реквизитов занимают нули. Таким образом, смысл перечисляемого платежа как бы предварительно расшифровывается.
Этим объясняются планируемые особенности заполнения платежных поручений на внесение ЕНп. В них (согласно вышеназванному проекту) отдельные реквизиты будут принимать следующие значения:
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2025 г.
- в течение 2025 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2025 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2025 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения);
Обратите внимание: распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы не могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, не признаются представлением уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, не подлежат отражению в совокупной обязанности налогоплательщика (п. 16 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2025 г. ЕНП не меняется:
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям;
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества;
по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения);
по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс
Нужно оформлять необходимое количество платежных поручений, адресуя платежи на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Это касается как оформления платежного поручения на уплату единого налогового платежа, так и случаев альтернативного подхода к формированию платежек.
Оформление платежки на уплату старых долгов
Если налогоплательщик желает после 1 января 2025 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).
Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.
Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.