- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
- Методика расчёта нормативов потребления воды
- Холодное водоснабжение
- Горячее водоснабжение
- Водоотведение
- Ежемесячные региональные нормы
- Особенности нормирования водоснабжения в сельской местности
- Способы экономии бюджета при оплате за воду
- При наличии счётчиков
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д.
(п. 16 ПП РФ № 306).
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п.
47 разд. III ПП РФ № 614).
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд.
III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд.
III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Методика расчёта нормативов потребления воды
Нормирование холодного и горячего водоснабжения, отвода стоков, как и правила расчёта других коммунальных услуг населению регламентируются правительственным постановлением № 354, в приложении №2 раздел 1 пункта 4a, подписанным в мае 2011 года.
Документ для скачивания и чтения постановления: Постановление Правительства РФ № 354
В указанном документе использованы нормы, разработанные ещё в советское время на основе фактически проведённых замеров водопотребления населением. Установленный расходомер в подвале дома позволил определить количество использованной жильцами воды в МКД. Выяснилось, что ежемесячно один человек расходует следующее количество воды (в литрах):
- принятие душа – до 900;
- приготовление пищи – до 90;
- стирка – около 100;
- гигиенические процедуры, мытьё посуды и другие операции под проточной водой из-под крана – до 200;
- смывание унитаза и непредвиденные расходы – до 500;
- приём ванны – около 800(если 4 раза в месяц, в среднем 200л за 1 приём).
Усреднённые показатели были разделены на фактическое количество жильцов. В результате утверждены усреднённые фиксированные нормативы оплаты, в зависимости от количества прописанных в квартире или частном доме.
Холодное водоснабжение
Стоимость холодного водоснабжения для населения рассчитывается по формуле:
Цхв = н*Н*Т*К,
- н – количество прописанных в квартире;
- Н – норматив потребления для одного человека;
- Т – размер регионального тарифа, в зависимости от затрат на подачу воды в дом или квартиру;
- К – повышающий коэффициент, назначающийся коммунальными организациями для расчёта суммы платежа.
Обратите внимание! Размер повышающего коэффициента утверждается на региональном уровне, не может быть более 2-х.
Подсчитано, что ежемесячно одним человеком расходуется около 7000 литров холодной воды. На величину расхода влияют следующие факторы:
- климат региона;
- сезонные изменения;
- используемая бытовая техника;
- техническое состояние запорной арматуры;
- личные привычки и образ жизни людей.
Подтверждено, что в условиях тёплого климата холодная вода расходуется интенсивнее, чем при холодном. Аналогичная ситуация с временами года.
Потребление воды возрастает при недостаточной герметичности водяных кранов и сливного бачка в туалете, использовании неэкономных сантехнических и бытовых приборов.
Горячее водоснабжение
По данным статистики, объём израсходованной горячей воды вдвое меньший, чем холодной. Усреднённый размер ежемесячной нормы потребления по горячему водоснабжению установлен в пределах 3 тысяч литров.
Отдельная оплата за горячее водоснабжение связана с тем, что для нагрева воды используются дополнительные ресурсы, требующие соответствующего возмещения. К тому же обеспечением нагрева воды и её подачей занимаются разные организации, что требует отдельной оплаты от потребителей.
Водоотведение
В зависимости от региона, нормы по этому показателю установлены в пределах от 13 до 36 кубов ежемесячно. Тариф назначается регионально и учитывает особенности местной инфраструктуры и размер затрат на водоотведение.
Ежемесячные региональные нормы
Законодательно утверждена единая методика расчёта оплаты за холодное и горячее водоснабжение. Тарифы на воду в регионах различны и учитывают следующие факторы:
- особенности климата;
- степень изношенности основных фондов;
- плотность населения;
- стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
- прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.
В среднем по РФ ежемесячные нормативы установлены в следующем размере:
- холодная вода – от 4 до 7 кубов по цене от 25 до 38 рублей за 1 куб;
- горячая вода – от 2,5 до 4,7 кубов стоимостью от 80 до 190 рублей за 1 куб.
Наибольшие нормы стоимости одного кубометра воды отмечаются по Москве и области, наименьшие – в Уфе. Региональные нормативы утверждаются постановлениями местных властей.
Особенности нормирования водоснабжения в сельской местности
Подача воды в частные дома сельской местности подлежит нормированию в случае централизованного водоснабжения потребителей коммунальными предприятиями. Предусмотрена возможность назначения отдельной оплаты при наличии водоразборной колонки на улице, находящейся в общественной собственности.
Необходимо учитывать, что вода дополнительно расходуется для полива огорода, поэтому в соответствующий сезон при отсутствии в частном доме водомера назначается отдельная фиксированная сумма для этих нужд.
Если жители частного сектора обеспечивают подачу воды не централизованно, включая монтаж и обслуживание систем, коммунальные нормы в этой ситуации не применимы.
Способы экономии бюджета при оплате за воду
Экономия оплаты за холодное и горячее водоснабжение достигается двумя способами:
- установкой индивидуальных приборов учёта;
- использованием специального оборудования, снижающего расход ресурсов;
- расход также зависит от диаметра трубы.
Указанные способы одинаково подходят для любых потребителей, включая квартиры в МКД и жителей частного сектора.
При наличии счётчиков
Использование водомеров позволяет добиться экономии по следующим причинам:
- жильцы самостоятельно контролируют расход воды и платят только за себя;
- нет нужды платить с учётом повышающего коэффициента;
- достигается экономия, если ресурсы не расходуются по причине поездки в отпуск или командировку.
Если сравнивать с суммой оплаты по нормативам, после установки счётчика размер счетов сокращается почти в два раза.