- Как стать участником налогового мониторинга
- Как будет развиваться система налогового мониторинга
- Узнайте о решениях Directum для налогового мониторинга
- Что вы узнаете
- Критерии участия
- Как проходит мониторинг
- Как устранять нарушения, если их обнаружит налоговая
- Что делать, когда получили мотивированное мнение
- Если организация согласна
- Исключительные случаи, когда ФНС все же может провести камеральные и выездные проверки
- Как отправить информацию в ФНС в рамках налогового мониторинга?
- Интеграция с АИС «Налог-3»: дополнительный этап с 2025 года
- Почему Налоговый мониторинг со СБИС, это удобно и выгодно?
- Компании могут возместить НДС в ускоренном режиме.
- Налоговые периоды закрываются оперативно.
- Бизнес может рассчитывать на онлайн-консультации с налоговиками по спорным вопросам.
- Если в процессе мониторинга выявляются ошибки или недочеты, компания своевременно узнает о них и может оперативно урегулировать противоречия, не доводя ситуацию до штрафов.
- К участникам налогового мониторинга больше доверия со стороны ФНС, а также клиентов, партнеров, госкомпаний.
Как стать участником налогового мониторинга
Налоговый мониторинг проводят в течение 1 года 9 месяцев. При этом сам период, который подлежит проверке, равен одному календарному году.
Будущие участники налогового мониторинга должны совершить четкий алгоритм действий. В этом случае риск, что ФНС откажет, будет минимален.
Что нужно сделать:
- Проверить, проходит ли компания по суммовым критериям.
С 1 июля 2021 года критерии значительно снизились. Теперь чтобы перейти в новую форму контроля, организации достаточно иметь не менее 1 млрд рублей доходов и активов, а объем налогов при этом должен быть не меньше 100 млн рублей.
Чтобы вступить в налоговый мониторинг, заявления недостаточно. Необходимо приложить и другие документы. С их полным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
ФНС вправе отказать в проведении налогового мониторинга по ряду причин:
- компания представляет неполный набор обязательных документов;
- организация не проходит по критериям участия в мониторинге;
- система внутреннего контроля или информационного взаимодействия не удовлетворяет требованиям инспекции.
Как будет развиваться система налогового мониторинга
Прогнозами делится эксперт компании Directum Алиса Муратова:
«По данным ФНС, в 2021 году к системе налогового мониторинга присоединились 114 новых компаний, а суммарная численность участников достигла 341 компании. Согласитесь, темпы вхождения довольно скромные. Для того чтобы вступить в налоговый мониторинг, необходимы большие затраты — и на интеграционные работы, и на создание финансового архива электронных документов.
Но у ведомства есть грандиозные планы к 2022 году увеличить число организаций до 3879, а к 2025-му и вовсе до 7827».
Узнайте о решениях Directum для налогового мониторинга
Заполните форму обратной связи, и наш специалист свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Что вы узнаете
Критерии участия
За год, предшествующий году, в котором заявляетесь на мониторинг. В состав налогов для расчета показателя включайте:
- НДС, в том числе агентский;
- акцизы;
- агентский НДФЛ;
- налог на прибыль, в том числе агентский;
- на добычу полезных ископаемых;
- страховые взносы.
Не учитывайте НДС и акцизы, которые платите при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС
Все три критерия должны выполняться одновременно. Соблюдение только одного или двух условий не позволяет претендовать на мониторинг.
Компания в 2022 году планирует заявиться на налоговый мониторинг и пройти его в 2023. Чтобы убедиться в том, что организация вправе перейти на мониторинг, бухгалтер проверит такие показатели: налоги и доходы — за 2021 год, активы — на 31 декабря 2021.
Как проходит мониторинг
Налоговая проводит мониторинг удаленно, никуда не выезжая с территории инспекции, на основе сведений, которые представляет компания.
- запрашивать документы, информацию по начислению и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать пояснения или исправления;
- привлекать экспертов и специалистов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую:
- В бумажном виде — заверенные организацией копии, лично или через уполномоченного представителя. По Почте России заказным письмом отправить не получится.
- В электронном виде — заверенные УКЭП, по ТКС или через свою информационную систему, к которой у ИФНС есть доступ.
Бумажные документы можно представить в виде сканов. Информацию или пояснения — в электронной форме в виде электронных образов документов.
Срок представления документов, информации, пояснений — 10 рабочих дней со дня требования.
Сроки по отдельным документам прописаны в требованиях к регламенту информационного взаимодействия. Например, когда предоставлять регистры бухгалтерского учета, оборотно-сальдовые ведомости (ОСВ), информацию о рисках по отдельным сделкам и операциям. Шаблоны специальных отчетов, которые нужны в рамках мониторинга, можно заполнить и отправить прямо из Личного кабинета в системе СБИС.
Организовать мониторинг при помощи СБИС
Как устранять нарушения, если их обнаружит налоговая
Если налоговая выявила противоречия в учете, она сообщит об этом организации и потребует представить в течение 5 рабочих дней пояснения или внести соответствующие исправления.
Если налоговая нашла ошибку в исчислении, удержании или перечислении налогов, сборов, страховых взносов, в течение 10 рабочих дней она уведомит компанию о том, что составит мотивированное мнение. В уведомлении также будут указаны выводы и предложения инспекторов по устранению выявленных нарушений.
Организация в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления вправе представить пояснения или внести соответствующие исправления. Если пояснений или сообщений об исправлениях не было либо из них следует, что ошибка на самом деле допущена, налоговая в течение срока проведения мониторинга составляет мотивированное мнение.
Компания — участник налогового мониторинга может сама запросить мотивированное мнение контролеров по любому налоговому вопросу. Срок запроса — не позднее 1 июля по итогам года, в котором была непонятная ситуация. Направить мотивированное мнение налоговая должна в течение месяца со дня получения запроса.
Что делать, когда получили мотивированное мнение
Мотивированное мнение нельзя оставлять без внимания. В течение месяца со дня получения документа определитесь, согласны ли вы с мнением налоговой или нет.
Если организация согласна
При согласии с ИФНС отправьте в налоговую специальное уведомление об этом. Приложите к нему документы, которые подтверждают выполнение указанного мнения.
Исключительные случаи, когда ФНС все же может провести камеральные и выездные проверки
Согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ, в отношении участников налогового мониторинга ИФНС не проводит камеральные проверки. Но если налогоплательщик решит досрочно выйти из системы налогового мониторинга, и при этом с момента сдачи последней декларации пройдет менее 3 месяцев, то проверку все же назначат.
В отношении выездных проверок действует п. 5.1 ст. 89 НК РФ. В виде исключения инспекторы могут посетить офис или производство, если:
- проверка инициирована вышестоящим органом: проще говоря, налоговиков самих проверяют на предмет правильности проведения налогового мониторинга в отношении бизнеса;
- налогоплательщик досрочно прекратил мониторинг;
- компания проигнорировала мотивированное мнение до 1 декабря следующего года: то есть, в 2022 году организации сообщили, что в отчетности есть ошибки, но до 1 декабря 2023 года фирма эти недочеты не исправила;
- компания вышла из режима мониторинга, но позже сдала уточненную декларацию (например, уменьшила налог, увеличила убыток или сумму налога к возмещению).
Если подобные ситуации не произошли, то на время налогового мониторинга компанию избавят от камеральных и выездных проверок.
Как отправить информацию в ФНС в рамках налогового мониторинга?
Организовать обмен документами с ФНС можно по-разному:
- прямой доступ инспекторов к учетной системе;
- работа через аналитическую витрину данных;
- отправка отчетности в ФНС через оператора ЭДО.
С технической стороны проще всего открыть налоговой доступ к своей учетной системе: для этого нужно создать нового пользователя с правами просмотра документации и отправить логин-пароль своему инспектору. Однако это решение не подойдет, если вы ведете учет сразу в нескольких системах, или в вашей системе нет четкого порядка, и пользователь со стороны может и не разобраться во всех нюансах.
В качестве альтернативы выступает витрина данных – специальная платформа, куда выгружают нужную инспекторам информацию из учетных систем. Минусы есть и здесь: нужно будет потратить время и деньги на покупку и внедрение специального ПО.
До 2025 года можно собирать и отправлять материалы для мониторинга самостоятельно, через оператора ЭДО. По истечении этого срока бизнесу придется выбрать один из двух вышеописанных вариантов.
Интеграция с АИС «Налог-3»: дополнительный этап с 2025 года
В будущем налоговые инспекторы будут работать через специальную АИС, поэтому к 2025 году бизнес должен наладить взаимодействие с «Налог-3». Это нужно для автоматического сбора документов и отчетности из витрины данных или учетной системы налогоплательщика.
Поэтому уже сейчас можно начать подготовку:
- обеспечить защищенный канал связи с помощью разрешенных средств криптографической защиты информации – в противном случае возможна утечка сведений, представляющих коммерческую тайну;
- настроить электронные сервисы для обмена информацией с ИФНС;
- протестировать несколько сценариев взаимодействия с налоговой.
Подробнее о варианте обмена данными с ФНС можно узнать в соответствующем приказе, а также на сайте налоговыймониторинг.рф.
Почему Налоговый мониторинг со СБИС, это удобно и выгодно?
- Готовая витрина данных для налоговой. Покажем только те документы, отчеты и налоги, которые необходимы для проведения проверки.
- Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. С ФНС можно обмениваться сообщениями, отправлять файлы и ставить задачи, получать мотивированное мнение по сделкам. Это существенно экономит время.
- Не требуется дорабатывать учетные системы. Все необходимые данные для налогового мониторинга СБИС собирает автоматически из существующих учетных программ клиента.
- Не нужно покупать оборудование и лицензии для криптозащиты. Тензор — ведущий спецоператор. Все необходимое оборудование и защищенные каналы передачи данных с ФНС уже работают.
- Интеграция с АИС «Налог-3». Витрина данных СБИС уже умеет обмениваться с АИС «Налог-3». Не нужно тратиться на интеграцию и настройку.
- Техническая поддержка СБИС 24/7 по всей территории РФ.
Дополнительно к лицензии СБИС для налогового мониторинга потребуется внедрение. Стоимость рассчитывается индивидуально. Включает в себя:
- разработку механизмов сопоставления и передачи данных из SAP, 1С и других учетных систем в витрину данных;
- настройку обмена с электронным архивом;
- изменение прав доступа к витрине данных со стороны ФНС;
- сопровождение при приемке витрины данных налоговой.
Альтернативным инструментом оценки налоговых рисков в режиме реального времени может стать электронный СБИС Оценка налоговых рисков. Он призван объективно оценить финансовое состояния компании и ее налоговые риски. В частности, дать оценку эффективности выбранного режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку.
СБИС оценит по всем известным критериям налоговые риски, укажет на слабые места и позволит устранить их до проверки.
А с помощью СБИС Сверка легко контролировать расчеты с бюджетом, проводить сверку по сотрудникам, сверять 6-НДфЛ.
Подробнее о том, как выстроить хорошие отношения с налоговой при помощи СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.