- На чем можно ездить без прав
- Самокаты и ролики
- Велосипед
- Гироскутеры, сигвеи, мотоколеса
- Мотоблок
- Питбайк
- Для какого транспорта требуются права
- Мотоцикл
- Мопеды и скутеры
- Квадроцикл
- Где не нужны права
- В поле права не нужны?
- Микрокары
- Багги
- Сегвеи
- Электровелосипеды
- Закон о получении прав на управление транспортным средством
- На какой вид транспортных средств не нужны водительские права в 2025 году?
- На какие транспортные средства обязательно получать водительское удостоверение?
- Когда водитель имеет право ездить без прав?
- Ответственность за езду без водительских прав
- Нюансы
- Велосипедист – водитель или пешеход?
- Другие колеса, не требующие прав
- Bellier Jade Classic
- Bellier B8
- Aixam Minauto
- Aixam Sensation
- Chatenet CH40
- Porsche 356
- Где можно ездить?
- Где допускается управление велосипедистом старше 14 лет?
- Сигвей
- К какому виду транспорта относятся сигвеи?
- Гироскутеры, сигвеи, мотоколеса
- Моноколесо
- Газонокосилка
- Электрическое инвалидное кресло/коляска
В России существует законы, которые устанавливают обязанность иметь при себе права для управления определенным видом транспорта:
- Конституция РФ. Она предоставляет гражданам России право свободно передвигаться.
- Федеральный закон, описывающий нормы безопасности движения на дорогах, указывает, что участники движения имеют право свободно двигаться, не нарушая установленных правил. Свои права люди должны реализовывать без ущемления прав других граждан.
- Правила дорожного движения. Этот нормативно-правовой акт устанавливает, что водители должны иметь права на управление транспортом, и передавать их при необходимости инспектору ДПС, как и другие документы.
В результате рассмотренных документов, можно сказать, что мы можем управлять любым транспортом, если имеются водительские права. При необходимости прохождения обучения, требуются специальные права на управление, которые подтверждаются специальным документом – водительским удостоверением.
На чем можно ездить без прав
Рассмотрим более подробно виды транспорта, управлять которыми можно без наличия прав.
Самокаты и ролики
Самое парадоксальное – эти средства трудно назвать транспортом, так как законы в 2022 году этого не определяют. Детские коляски, скейтборды, самокаты, ролики и подобные устройства – для них права не нужны, так как люди, передвигающиеся на них, являются пешеходами.
Также утверждают и Правила: «К пешеходам относятся лица, использующие для движения самокаты, коньки и другие средства». Если устройство без мотора, движется за счет мышечного усилия человека, и не может причинить большого вреда другим людям.
Велосипед
Раньше были попытки установить обязанность иметь права на велосипед. Даже хотели выдавать государственные номера и регистрировать их в Госавтоинспекции. Но до сих пор пока на велосипеде разрешено ездить без водительских прав, как бы этого ни хотелось другим.
Гироскутеры, сигвеи, мотоколеса
Несмотря на то, что указанные механизмы включают в устройство двигатель, их разрешено не регистрировать. На них можно ездить не только по дороге, но и в других местах. Водительские права для них не требуются.
Если рассматривать их юридически, то владельцы гироскутеров и мотоколес – это водители электромобиля. Но в Госавтоинспекции они определены, как пешеходы.
Мотоблок
На это средство также не требуются прав, хотя у него имеется двигатель. Иногда он настолько мощный, что по мощности мотоблок может соперничать даже со скутером. Но права не требуют не по причине того, что водитель является пешеходом. По закону мотоблок не должен передвигаться по общим дорогам.
Основные модели сделаны не для езды, а только чтобы держать и везти впереди. Но по заводской инструкции они не считаются транспортным средством, и даже не имеют ПТС. Однако, при выезде на мотоблоке на трассу, либо сельскую дорогу, будьте готовы к тому, что можете получить штраф или эвакуацию на спецстоянку.
Это часто практикуется сотрудниками ГИБДД.
Питбайк
Подобно мотоблоку, на питбайке также не обязательно иметь при себе права. Данный тип мотоциклов тоже не служит для передвижения по общим дорогам. Но, разницей от мотоблока является то, что он считается спортивным инвентарем, а не сельскохозяйственной техникой.
Практически вы по-прежнему рискуете нарваться на большой штраф за управление питбайком, даже имея права. Вопрос в том, что Госавтоинспекторы выписывают штраф в нарушение закона водителей такого транспорта, а питбайки эвакуируют на спецстоянки. Верховный суд в свое время решил, что такие действия нарушают закон.
Поэтому данный вид наказания можно обжаловать, ссылаясь на решение Верховного суда.
Для какого транспорта требуются права
Пришла очередь разобраться с транспортом, требующим для езды прав. В этом случае не будем брать во внимание автомобили, так как ясно, что для них всегда требуются права, и никто с этим не спорит.
Мотоцикл
Чтобы водить мотоцикл, нужно иметь водительское удостоверение одной из следующих категорий:
- «А» — нужна для вождения мотоцикла с двигателем, имеющим рабочий объем свыше 125 куб. см.
- «А1» — подкатегория требуется для езды на мотоцикле с объемом до 125 куб. см, но не менее 50.
Следует знать, что в Правилах дорожного движения аналогичным характеристикам соответствуют мотоциклы, у которых три и более колеса, трициклы с посадкой водителя и рулевого управления, аналогично мотоциклу. При этом общая масса не должна превышать 400 кг.
Мопеды и скутеры
Несмотря на мнения многих любителей скутеров и мопедов, в 2022 году на данные средства передвижения необходимо иметь права.
При этом подойдет одна из следующих категорий:
- «М» — особая категория, предоставляющая право езды на мопеде и скутере, получить ее можно при достижении возраста 16 лет.
- «А1» — данная подкатегория позволяет ездить на скутерах и мопедах только с 17 лет.
- Другие категории предоставляют возможность управления указанными средствами с 18 лет, то есть, с совершеннолетнего возраста.
Что можно назвать мопедом или скутером? К ним относят транспорт, оснащенный двумя колесами, двигателем рабочим объемом до 50 куб. см, наибольшей скоростью не более 50 км в час.
Квадроцикл
На него и аналогичные транспортные средства, которые служат для езды по плохой дороге, как питбайки, по закону требуются права тракториста. С этим можно долго спорить, но судебная практика показывает, что если на дороге вас задержит инспектор ГИБДД, то выпишет штраф за управление без водительских прав. Поэтому без прав ездить на квадроцикле запрещается.
Где не нужны права
Ездить без прав можно по любой дороге, если вы в это время проходите практическое обучение вождению. Обучающий вас инструктор будет отвечать за ваши неправильные действия на дороге и нарушения Правил.
А если говорить серьезно, то без прав нигде нельзя ездить. Исключением может быть только случай, когда вы едете на транспортном средстве, для которого по закону не нужно иметь права.
В поле права не нужны?
Это неправда. Против популярного мнения, что Правила действуют только для тех дорог, которые предназначены для общего пользования, а на полях нет, права нужны везде. Но существуют разные суждения по этому вопросу.
Одни утверждают, что Правила работают в любом месте, и цитируют выдержки из ПДД, которые говорят, что Правила на всей территории России устанавливают единый порядок.
Другие приводят факты и цитаты, что называют дорожным движением: «Это совокупность общественных отношений, которые появляются при передвижении людей на транспорте на дороге». А дорогой как раз называется приспособленная или обустроенная территория земли или искусственные сооружения.
Оба суждения на данный момент существуют. Против второго мнения, которое разрешает движение по полю без прав, можно привести пример, что полевая дорога используется для движения. А значит на ней необходимо соблюдать Правила.
Микрокары
Французский микрокар Aixam
В цивилизованной Европе лишение водительских прав не считается такой уж большой проблемой. Там существует специальный класс машин «Sans permis», на котором вполне легально можно передвигаться без удостоверения. Sans permis впервые появились во Франции в 1970-х годах, они представляли собой микрокары с объемом двигателя не более 50 «кубиков» и развивали скорость не более 45 км/ч.
На таких автомобилях запрещено выезжать на скоростные автобаны, а вот по улицам города можно колесить вполне спокойно. Самые известные производители микрокаров — Aixam, Microcar, Ligier. Есть модели Sans permis и у известных производителей, например, малыш Renault Twizy.
А что же в России? У нас микрокары с объемом двигателя до 50 «кубиков» попадают под ту же категорию, что и мопеды — права для управления микрокарами обязательны, но можно ограничиться самой младшей категорией. Для более мощных микрокаров, таких как Renault Twizy, уже понадобится полноценная категория B.
Багги
Фото: pixabay.com
Багги — это тоже небольшие двухместные машинки, вот только предназначаются они не для езды по городскому асфальту, а наоборот, по полному бездорожью. Водительские права для управления багги не нужны, вот только проблема заключается в том, что гонять на этих быстрых и юрких открытых машинках можно только по пересеченной местности — по полям, лесам, оврагам. Выезжать на дороги общего пользования же большая часть багги не имеют права, поскольку по документам являются не транспортным средством, а спортинвентарем.
Сегвеи
Фото: globallookpress.com
Двухколесный самобалансирующий электросамокат, с которого практически невозможно упасть и который разгоняется до 40-50 км/ч, во многих странах мира уже используется как полноценный вид транспорта. На сегвее не придется стоять в пробках, а стоит он в несколько раз меньше любого автомобиля и мотоцикла.
В некоторых странах сегвей уже приравняли к мопедам, в России же пока не успели. У нас он не причислен ни к какому виду транспорта, поэтому не требует прав. Где именно должен ездить сегвей — по проезжей части или по тротуарам — законодатели пока тоже не разобрались, поэтому оба варианта допустимы.
Электровелосипеды
Фото: wikipedia.org
Еще одна альтернатива мопеду — велосипед, оснащенный электродвигателем, благодаря которому напрягаться и крутить педали становится вовсе не обязательным. Теоретически электровелосипеды с мотором до 250 Ватт относят к обычным великам или самокатам. Велики с более мощными двигателями уже попадают под категорию мопедов.
Однако на практике сотрудники ГИБДД не трогают велосипедистов, если они не нарушают правил дорожного движения, поэтому получать водительские права ради электровелосипеда не обязательно.
Настин Сергей
Закон о получении прав на управление транспортным средством
В 2025 году действует 3 основных нормативно-правовых акта, из положений которых вытекает потребность в оформлении водительского удостоверения на определенный транспорт. Это:
- . Наделяет граждан правом на свободное передвижение. от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”. В нормативно-правовом акте говорится, что люди должны передвигаться по дорогам соблюдая свод определённых правил. Их реализация не должна ущемлять интересы других людей. В статье 25 приводятся основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами. В статье 26 отражены условия для получения водительского удостоверения. . В пункте 2.1.1 говорится, что водитель обязан иметь при себе удостоверение и должен предъявлять документ для проверки сотрудником ГИБДД по первому требованию.
Из вышеуказанного следует, что гражданин может передвигаться на любых транспортных средствах, но только при наличии соответствующего удостоверения. Для его получения потребуется пройти обучение и сдать экзамены.
На какой вид транспортных средств не нужны водительские права в 2025 году?
Права нужны не на все транспортные средства. В 2025 году их можно не получать, если выполняется езда на:
- Роликах или самокатах. Приспособления для передвижения не являются транспортными средствами. Ролики, скейтборды, самокаты, детские коляски не делают лицо, управляющее ими, водителем. Гражданин всё ещё имеет статус пешехода (пункт 1.2 ПДД РФ).
- Велосипеды. Попытки внедрить водительское удостоверение для велосипедистов предпринимались неоднократно. Поступали предложения даже начать выдавать гос номера и регистрировать велосипеды в ГИБДД. Попытка не увенчалась успехом и в 2025 году на этот транспорт не нужны водительские права.
- Моно-колесо, сигвей, гироскутер. Устройства имеют встроенный двигатель. Однако они не нуждаются в регистрации. В законодательстве отсутствует положение, обязывающее владельцев приспособлений передвигаться только по проезжей части. Потребность в водительском удостоверении на транспорт также отсутствует.
- Питбайк. Разновидность мотоциклов также не предназначена для езды по дорогам общего пользования. Устройство признается спортивным инвентарем. Поэтому права на него не требуются.
На какие транспортные средства обязательно получать водительское удостоверение?
Основной перечень транспортных средств, для управления которыми нужно получать водительское удостоверение, отражен в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”. Права потребуются на:
- Автомобили. Удостоверение необходимо как на легковой, так и на грузовой транспорт. Для управления может потребоваться открытие категории B, B1,C, B, D. Всё зависит от наличия прицепа, предназначения машины, её массы.
- Мотоцикл. Для управления требуется получение категории А или А1 в зависимости от объёма двигателя.
- Скутер и мопед. В 2025 году на транспортные средства необходимы права. Удостоверение категории М необходимо получить для передвижения на скутерах и мопедах, чей объем двигателя меньше 50 кубометров.
- Квадроцикл. Для езды на транспортном средстве потребуется тракторная категория водительских прав. Езда без удостоверения на квадроциклах недопустима.
Когда водитель имеет право ездить без прав?
Езда без водительского удостоверения допустима везде, но лишь в случае, если человек имеет статус обучаемого вождению. В этом случае лицо, занимающееся его обучением, несет ответственность за ученика и соблюдение правил ПДД. В иной ситуации в обязательном порядке необходимо удостоверение, если его наличие предусмотрено для конкретного вида транспортного средства.
Бытует мнение, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования. Во всех остальных местах правила можно не соблюдать, и езда без удостоверения допустима. Мнение ошибочно. Оштрафовать за передвижение без прав могут в любом месте. В пункте 1.1 ПДД РФ говорится, что правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ.
Вопросы вызывает возможность езды без прав по автодрому. Он представляет собой закрытую территорию. На ней могут действовать индивидуальные правила, однако их противоречие ПДД недопустимо.
Территория не попадает в перечень исключений. Поэтому лицо, выезжающее на автодром на транспортном средстве в 2025 году, для управления которым требуется удостоверение, в обязательном порядке должно иметь его.
Сложнее всего разобраться, как регулируется езда по местности, на которой отсутствует дорога. В законодательстве отсутствует однозначное пояснение. В пункте 1.2 ПДД РФ приводятся следующие определения:
- Дорожное движение – совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
- Дорога – обустроенная или приспособленная и применяемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, а также тротуаров, обочин, трамвайных путей, разделительных полос, если они имеют место быть.
Если исходить из вышеуказанного определения, получается, что движение без прав допустимо. Однако не все инспекторы придерживаются такого мнения. Присутствует утверждение, что дорога начинается там, где происходит движение автомобилей вне зависимости от местности и ее характера.
Имеют место быть случаи лишения водительского удостоверения за передачу управления автомобилем в дикой природе, на льду водоема и прочего. Суды подтверждают подобные протоколы.
Если придерживаться усредненной логики, получается, что без прав нельзя двигаться на транспорте по любой местности, если она открыта для свободного передвижения других автомобилей и людей, и ее посещают граждане или транспортные средства.
Ответственность за езду без водительских прав
За езду без прав на транспорте предусмотрен штраф. Его размер составляет 5000 -15000 руб (пункт 1 статьи 12.7 КоАП РФ). Наказание будет применено, если лицо остановят за рулём транспортного средства, на которое у него нет соответствующего удостоверения.
Наложить денежные взыскания могут на гражданина, доверившего управление автомобилем человеку, не имеющему соответствующего права. Штраф составит 30000 руб. Наказание применяется, если владелец ТС заранее знал, что у другого лица отсутствует удостоверение.
Нюансы
Отдельного внимания заслуживают нестандартные виды транспорта. К ним отношение более строгое. Интересная ситуация складывается с однородными мотоблоками.
Если механизм используется без прицепа, он не считается транспортом, и удостоверение не требуется. Когда прицеп используется, устройство причисляют к самоходным механизмам. В результате в 2025 году потребуются права тракториста-машиниста для передвижения по дорогам общего пользования.
Дополнительно транспортное средство должно быть оснащено светоотражающей или светосигнальной техникой.
Иногда на дорогах можно встретить Багги. Это компактный автомобиль, который предназначен для передвижения по умеренному бездорожью. В зависимости от цели использования транспортного средства может возникнуть потребность в правах на него.
Когда Багги применяются только в спортивных соревнованиях, машины считаются спортинвентарем. Водительское удостоверение на транспорт не требуется. Ездить по дорогам общего пользования на них нельзя.
Примером выступает автокросс на багги. В РФ их подразделяют на пять классов. Транспортное средство считается спортивным инвентарем. Если происходит выезд на дорогу общего пользования, обязательно потребуются права. Необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории А или А1 в зависимости от особенностей конструкции (постановление Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года “Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами”).
Карты – небольшие автомобили без кузова с открытыми колесами. Они используются для гоночных соревнований. Мероприятия проводятся на специальных площадках или трассах.
Карт может развивать скорость до 260 кмч. Транспортное средство не предназначено для передвижения по дорогам общего пользования. Потребность в получении прав на транспорт отсутствует.
Иногда в гонках участвуют даже восьмилетние дети.
Иногда транспортное средство собирают в кустарных условиях из запчастей или специальных конструкций-наборов. Собранные машины могут использоваться в качестве спортинвентаря. В этом случае движение по дорогам общего пользования запрещено.
Чтобы в 2025 году было предоставлено разрешение на выполнение действия, потребуется осуществить сертификацию и регистрацию.
Велосипедист – водитель или пешеход?
С велосипедами и их электрическими вариантами ситуация обстоит несколько иначе. Если вы передвигаетесь на велосипеде, то становитесь водителем, если идете по дороге, держа веломашину за руль, то вы автоматически перекочевываете в категорию пешеходов.
Но несмотря на эти перипетии, управлять велосипедом разрешается без прав, и сдавать экзамен по вождению нет необходимости. Любителям крутить педали разрешается ездить:
- по велодорожкам;
- тротуарам;
- краю проезжей части.
Важно. Ездить по тротуарам на велосипеде разрешается только при отсутствии специальной велодорожки.
Другие колеса, не требующие прав
Технические новинки – сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса – в законодательное поле пока не включены. И хотя их можно причислить к механическим транспортным средствам, водительские права для управления не нужны. А все эти средства передвижения приравниваются к велосипедам.
Очень может быть, что в скором времени будут внесены поправки в ПДД, и они получат обобщающее название – средства индивидуальной мобильности.
Не требуется документов на право вождения при управлении мотоблоком – пешеходным трактором, а также питбайками – мотоциклами, приравненными к спортивному инвентарю. Но в этом случае нельзя выезжать на них на проезжую часть.
Bellier Jade Classic
Эта двухместная модель весит всего 400 кг. В итальянском компакт-каре объем двигателя составляет 0,5 л. Авто способно развить скорость до 45 км/ч. Спортивная версия Bellier Jade Racing также не требует получения прав для управления.
Bellier B8
Эта модель может иметь дизельные моторы разного объема, но мощность всегда неизменна – 5,4 л. с.
Aixam Minauto
Французский малыш обладает двухцилиндровым дизельным мотором в 8 л. с., но можно заказать и электрический двигатель.
Среди «бесправных» собратьев выделяется самой бюджетной стоимостью.
Aixam Sensation
От предыдущего хэтчбека отличается наличием кондиционера и парктроника. Его собрат Aixam D-Truck – грузовичок, способный перевозить 175 кг груза.
Chatenet CH40
Обычный китайский компакт-кар с пол-литровым мотором на 8 л. с. со всеми вытекающими последствиями.
Porsche 356
Китайская копия знаменитой модели с электромотором мощностью 8 л. с.
Чтобы сесть за руль этих мини-машинок, в ряде стран не требуется наличие водительского удостоверения. Достаточно достичь 16-летнего возраста и иметь в наличии сертификат от школы вождения.
Если вы до сих пор не решились сдать на права, для беспокойства нет причин. Вы вполне можете пользоваться не общественным транспортом, а одним из перечисленных выше.
“можете смело выезжать на проезжую часть без каких-либо документов в кармане” на мотоцикле? Он же “отличается от привычного четырехколесного”.
От 5 до 15 тысяч придётся заплатить, если прав нет вообще, и никогда их не получал. Штраф в 30 тысяч можно получить только в том случае, если водитель были лишён права управления (за езду в нетрезвом виде или пересечение сплошной). А если забыл дома права – то штраф всего 500р.
По тротуарам на велосипеде ездить ЗАПРЕЩЕНО независимо от наличия велодорожек. Можно только по обочине и только после 14 лет. До 14 лет только во дворе.
По тротуару можно ездить только при невозможности движения по обочине. Например, на мостах, или при наличии ограждения по краю проезжей части, обочины может просто не быть. Но всё же, ради безопасности пешеходов, лучше катить велосипед рядом.
С того момента, как ввели категорию “М”, она, или любая другая высшая категория, нужна для управления всеми транспортными средствами с объёмом двигателя не более 50 см3 и мощностью не больше 4кВт, скорость которых должна конструктивно ограничиваться на отметке 50 км/ч. Это все скутеры, многие электровелосипеды, велосипеды с бензиновым двигателем и.т.д.
А для всех остальных транспортных средств права нужны ещё со времён СССР. Такие маленькие автомобили, как правило, имеют массу до 400кг, и поэтому регистрируются как квадрициклы (не путать с квадроциклами), и для них нужна категория А (мотоциклы). При массе больше 400кг это уже будет полноценный автомобиль с категорией B.
В общем, следовало бы изучить ПДД, прежде чем писать подобные статьи. Ни единого слова правды.
“По тротуарам на велосипеде ездить ЗАПРЕЩЕНО” – не болтайте ерундой, лучше читайте правила.
Стаж В-авто – за 30 лет, стаж вело на дороге – не менее 12 лет, т.е. я в теме:
Он абсолютно прав! В ПДД про езду по тротуарам не сказано ни полслова. Однако езда по тротуару является АДМИНИСТРАТИВНЫМ правонарушением, штраф до 500 руб. (однако почти нигде не штрафуют, но не о том речь).
4.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2.
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Классные машинки! Очень классные и востребованные! Вот только автор СИЛЬНО ошибается, либо намеренно вводит читателя в заблуждение: не права не нужны, а данной категории ТС ЗАПРЕЩЕНО передвижение по дорогам общего пользования, ибо их категория не определена.
Где можно ездить?
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 ПДД РФ).
Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.4 ПДД РФ).
Где допускается управление велосипедистом старше 14 лет?
По правому краю проезжей части – в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 метр
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах
- по обочине – в случае если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части
- по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине
Сигвей
Этот вид электрического транспорта завоевывает многие страны. Не обошла популярность различных электрических транспортных средств и нашу страну. В настоящий момент этот вид транспорта не причислен в российском законодательстве к какому-то определенному виду транспорта.
Также в нашей стране пока не регламентированы правила пользования сигвеями и другими похожими видами транспорта. В будущем, конечно же, нашим властям предстоит внести ясность, поскольку современные модели сигвеев имеют возможность развивать скорость более 25 км/час, что, соответственно, уже представляет угрозу как для тех, кто управляет этим видом транспорта, так и для пешеходов и водителей.
Например, в Германии, где есть широкоразветвленная сеть велосипедных дорожек, сигвеи приравнены к велосипедам. Для передвижения же по обычным дорогам этот вид транспорта подлежит обязательному страхованию и государственной регистрации с выдачей номерного знака.
В некоторых же странах этот вид транспорта вообще запрещен.
К какому виду транспорта относятся сигвеи?
Как мы уже сказали, российское законодательство не регламентирует этот вид транспорта. Чтобы понять, к какой категории относятся сигвеи, давайте сначала вспомним ПДД, где разъясняется, что такое велосипед, мопед и мотоцикл. Вот выдержка из действующих ПДД:
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).
«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт . К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.10.2014 № 1097).
«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч . К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).
Итак, поскольку у сигвея два колеса, то этот вид транспорта может относиться к любому из вышеперечисленных транспортных средств. Как вы уже поняли, зависит это от мощности электродвигателя и максимальной скорости сигвея.
Соответственно, если мощность электродвигателя сигвея не превышает 0,25 кВт, а также если он автоматически отключается при достижении скорости 25 км/час, этот вид транспорта считается велосипедом.
В реальности же если посмотреть, какие сигвеи продают сегодня, то, как правило, продавцы стараются не указывать мощность этого транспорта. На практике их мощность намного больше 0,25 кВт, а многие модели могут развивать скорость более 50 км/час. Но у владельцев таких мощных сигвеев мало шансов понести ответственность, так как мы не знаем в настоящий момент ни одного случая, когда ГИБДД привлекла владельца сигвея за управление данной техникой без прав.
Хотя формально, если вы движетесь по дороге на транспорте, попадающем под мопед или мотоцикл, вы обязаны иметь водительское удостоверение соответствующей категории.
Гироскутеры, сигвеи, мотоколеса
Несмотря на то, что указанные механизмы включают в устройство двигатель, их разрешено не регистрировать. На них можно ездить не только по дороге, но и в других местах. Водительские права для них не требуются.
Если рассматривать их юридически, то владельцы гироскутеров и мотоколес – это водители электромобиля. Но в Госавтоинспекции они определены, как пешеходы.
Моноколесо
Теперь давайте рассмотрим еще один вид транспорта, который также стал популярным в нашей стране. Речь идет о моноцикле, или моноколесе. Этот электротранспорт в отличие от гироскутеров и сигвеев имеет только одно колесо. В итоге моноколесо нельзя отнести согласно законодательству ни к велосипеду, ни к мопеду, ни к мотоциклу.
Как и в случае с гироскутерами и сигвеями, российское законодательство не регламентирует правила использования данного транспорта на всех видах дорог, тротуарах и т. п. В результате управлять моноколесом можно без прав, независимо от мощности электродвигателя и максимальной скорости.
Так что пока использование моноколеса не запрещено. А раз не запрещено, то разрешено. Единственное, помните, что при управлении данным видом транспорта для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения все-таки необходимо соблюдать ПДД, как это необходимо делать при управлении велосипедом.
Сами понимаете, что если вы, двигаясь на моноколесе, столкнетесь с кем-то из пешеходов или с автомобилем, за нарушение ПДД и других норм законодательства вас могут привлечь к ответственности.
Газонокосилка
Да-да, есть и такой вид транспорта. Например, знаете ли вы, что существуют даже международные соревнования по гонкам на газонокосилках? Причем этот вид спорта популярен во многих странах мира.
Эти четырехколесные газонные косилки оснащены достаточно мощным двигателем и рулевым колесом. Несмотря на это, газонокосилки не являются транспортными средствами, так как не предназначены для использования на дорогах общего пользования.
Электрическое инвалидное кресло/коляска
Это еще один вид электротранспорта, который становится популярным в нашей стране среди пожилых людей и инвалидов. Благодаря этим электроколяскам люди с ограниченными возможностями имеют возможность передвигаться наравне со всеми по тротуару.
Естественно, водительские права или какое-то другое специальное право для управления электроколяской не требуется. Единственное, что должен соблюдать тот, кто передвигается на электрическом кресле или коляске, это ПДД, которые обязаны соблюдать пешеходы и велосипедисты. Разумеется, выезжать на дороги общего пользования на этом транспорте запрещено.