- Что делать, если ответ не удовлетворил?
- Кто отвечает за финансирование?
- Чем занимается Роспотребнадзор?
- Как подать заявление?
- Жалоба через сайт Роспотебнадзора
- Обращение в общественную приемную
- Проверка ИП и организаций: общие правила
- Как должна выглядеть жалоба?
- В каких случаях можно жаловаться на банк?
- Жалобы на управляющую компанию
- В общем случае
По закону каждый гражданин может обратиться к представителям власти, а те должны ответить в течение 30 дней со дня регистрации обращения (ч. 1 ст. 2, ч.
1 ст. 9, ч. 1 и п.
4 ч. 1 ст. 10, ч.
1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Задать вопрос или пожаловаться можно в государственные, муниципальные учреждения и другие организации, выполняющие публично значимые функции, т.е. в любые органы власти.
Однако это не всегда помогает решить проблему. Так, в письме читатель «АГ» указал: администрация дала ответ – мост будет починен в 2025 г. Формально нарушений тут нет.
Что делать, если ответ не удовлетворил?
Если вопрос касается соблюдения прав граждан, необходимо обратиться в прокуратуру. В нашем примере мост с прохудившимися досками может представлять опасность для населения. На это и стоит сослаться в обращении в прокуратуру: нужно попросить проверить техническое состояние моста и определить, не угрожает ли он здоровью и жизни граждан.
К обращению следует приложить переписку с администрацией и фотографии поврежденного моста.
Если в ходе проверки информация подтвердится, представитель прокуратуры сможет обратиться в суд, чтобы заставить администрацию отремонтировать мост раньше. Сроки и объем работ будут зависеть от технического состояния моста.
Кто отвечает за финансирование?
Иногда представители власти ссылаются на недостаток финансирования в ответ на жалобы граждан. С этим столкнулся и читатель «АГ»:
«У нас в городе старая система водоснабжения, которую периодически прорывает. “Водоканал” говорит, что знает об этом, но денег нет. Куда обратиться с вопросом о финансировании?»
Обеспечивать безопасность централизованных систем горячего и холодного водоснабжения должны их собственники и другие законные владельцы (ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). В частности:
- своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения (подп. «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644);
- обеспечивать правильную эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей (подп. «в» п. 34 тех же Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
В письме читатель «АГ» упомянул о «Водоканале». Это организация водопроводно-канализационного хозяйства. Она отвечает за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, которые ей принадлежат или находятся в границах ее ответственности.
Если же орган местного самоуправления не определил организацию, которая содержит и обслуживает такие сети, а также не передал по передаточному акту сети организации водопроводно-канализационного хозяйства, то содержать и эксплуатировать их должен орган местного самоуправления.
То есть органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность. Если в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, это не значит, что они действительно таковыми являются, так как по закону их должны отнести к муниципальному имуществу.
Таким образом, «Водоканал» должен содержать принадлежащее ему водопроводно-канализационное хозяйство в границах своей эксплуатационной ответственности, в остальных случаях – орган местного самоуправления. А кто отвечает за имущество, тот отвечает и за финансирование.
Чем занимается Роспотребнадзор?
Организация была создана специально для того, чтобы контролировать качество работы организаций, предприятий и частных лиц, оказывающих услуги, а заодно и проверять, не противоречит ли их деятельность законодательству РФ. Среди основных сфер работы выделяют:
- защиту потребительских прав;
- санэпидемиологический госнадзор;
- обеспечение контроля за соблюдением ограничений в период карантина;
- выдача разрешений на осуществление определенной деятельности.
Больше информации о деятельности Роспотребнадзора можно найти на официальной странице госоргана в интернете. Там же есть телефоны и адреса всех отделений, образцы заявлений и других документов.
Как подать заявление?
Существуют общие правила обращения к представителям органа, на основании которых сотрудники могут провести внеплановую проверку в отношении нарушителей. При составлении таких жалоб нужно обратить внимание на ее точность и обоснование. Запрещается использование оскорблений в адрес нарушителя, а также прочих эмоциональных высказываний или угроз, поскольку заявление является официальным документом.
Составленное обращение можно отправить как лично, так и по почте или через интернет.
В нем нужно обязательно указывать:
- Наименование госоргана, а иногда — контактные данные уполномоченного должностного лица
- ФИО, адрес и телефон заявителя. По заявленному адресу будет выслана информация о результатах проведения проверки. Если же жалоба подается через интернет, нужно добавить адрес электронной почты.
- Обстоятельства, вынудившие обратиться с жалобой: что, где, когда, в какое время.
- Для положительного исхода рассмотрения жалобы можно добавить копии документов, которые могут подтвердить ее основания.
Подать заявление может потребитель, который купил товар или заказал услугу не для коммерческой цели. То есть, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться с претензиями, только в том случае, если с бизнесом они не имеют связи.
Например, если бизнесмен берет кредит на покупку бытовой техники в дом, его права защищает Роспотребнадзор. А вот если ссуда оформляется для того, чтобы закупить партию товара — действие законодательства по защите потребительских прав на это не распространяется.
Перед тем, как писать заявление в Роспотребнадзор, желательно сперва обратиться магазин или иную организацию, в которой произошла неприятная ситуация. Предъявлять претензию можно устно или письменно. Если результата нет — тогда поддержки нужно искать у государства.
Если вопрос не решался сначала напрямую — в организации могут отказаться в организации проверки. Жалобы от анонима тоже рассмотрению не подлежат, если только не сообщают о готовящемся или совершенном преступлении.
Если в ходе проверки окажется, что в заявлении указана неправдивая информация, действия будут прекращены с направлением соответствующего решения в адрес заявителя.
Жалоба через сайт Роспотебнадзора
Одним из простейших вариантов подачи жалобы является электронный. Для этого даже не нужно авторизоваться — достаточно просто зайти на страницу и нажать на окошко «Составить и отправить обращение в Роспотребнадзор».
В специальный бланк нужно внести собственные данные и текст обращения, после чего прикрепить один дополнительный файл размером на более 5 мегабайт, если таковой есть. Отправлять заявление нужно в отделение организации по месту проживания — полные перечень есть в выпадающем списке.
Обращение в общественную приемную
Для приема заявлений от граждан в каждой организации существуют приемные, в которых уполномоченные сотрудники общаются с заявителями, предпринимателями или юрлицами согласно рабочему графику. Прием ведется в порядке живой очереди, с собой важно иметь любой документ, удостоверяющий личность. Все полученные данные работники организации заносят в журнал.
Если жалоба не в поле деятельности органа — человека перенаправляют в другое учреждение.
Проверка ИП и организаций: общие правила
Надзор и контроль осуществляется по плану или же внепланово в особенных, предусмотренных законом, случаях. Среди них и проведение проверки вследствие поступления жалобы потребителя. Разрабатывают план принимаемых мер в зависимости от характера организации и ее деятельности.
Проверка магазина продуктов будет отличаться от комплексной проверки больницы или санатория. Чаще всего проводится проверка соблюдения основных норм и правил оказания услуг и продажи товаров.
Если деятельность учреждения связана с пищевой отраслью — у сотрудников обязательно должны быть медицинские книжки, которые проверяются сотрудниками Роспотребнадора. Отсутствие медкнижки грозит штрафами для предприятия и отстранением для работника. Чтобы этого не случилось, большинство руководителей проверяют наличие документа самостоятельно.
Данные обо всех выданных книжках региона есть в специальном реестре, поэтому проверить подлинность не сложно.
Каждую организацию проверяют в строгом соответствии с планом. На характер запрашиваемых сведений влияет специфика осуществляемой деятельности. Например, при проверке медучреждений обращают внимание на наличие лицензии, сан-эпид заключений на проект используемого пространства, список осуществляемых действий, сроки действия медкнижек сотрудников, документов на оборудование и даже корректность оформления информационных стендов.
При проверке стоматологических клиник и кабинетов также обращают внимание на соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима и обработку врачебного инструментария.
Как должна выглядеть жалоба?
Существуют сложившийся в практике нормы, которым нужно следовать, составляя заявление в Роспотребнадзор. Обязательных требований нет, исключая обязательное условие о наличии сведений о заявителе и конкретного требования от него. Прежде всего, жалоба должна быть четко и грамотно обоснована.
Полезным аргументом будет наличие задокументированных доказательств, например, фотографии чеков, товаров, голосовые сообщения, аудио- и видеозаписи, свидетельские показания. В документе должны быть:
- “Шапка” с указанием госоргана и, по возможности, ФИО уполномоченного лица.
- Данные заявителя (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, электронная почта).
- Непосредственно жалоба со всеми обоснованиями.
- Подпись и дата подачи.
- Перечень документов-приложений.
Рассматривают жалобу в течение тридцати календарных дней, если дело требует продления срока — заявителя об этом уведомляют в письменной форме.
В каких случаях можно жаловаться на банк?
В Роспотребнадзор чаще всего поступают жалобы на незаконное использование или распространение личной информации о клиентах (иногда эти данные специально дают коллекторам), непрямое навязывание страховки, одностороннее увеличение по кредиту процентной ставки. В этих случаях организация имеет право вмешаться и повлиять на банк-нарушитель.
Жалобы на управляющую компанию
В этом случае обращение должно следовать за попытками решить проблемы напрямую, если представитель УК не совершил никаких ответных действий для урегулирования ситуации. В таких случаях больший эффект создают коллективные заявления. Структура самого документа не меняется, но желательно приложить квитанции о полной и своевременной оплате счетов, заключения независимых экспертиз, письменный ответ на поданное в ЖКХ заявление.
Жаловаться уместно, если ответственная организация не обеспечивает корректную работу лифта, не ремонтирует выбитые окна или протекающую крышу, не борется с плесенью или паразитами, нарушает санитарно-эпидемиологические нормы. Если вина УК будет доказана — их обяжут выплатить компенсацию каждому жильцу, снизить стоимость оказываемых услуг, оплатить штраф или же отремонтировать все поломки за свой счет.
В общем случае
В подавляющем большинстве случаев первый шаг на пути решения возникшей проблемы – это обращение к администрации заведения или организации, которая нарушила ваши права. В некоторых случаях вопрос можно решить мирно и на «нулевом этапе», объяснив свою ситуацию и напомнив о своих правах.
Если таким образом договориться не получается, можно либо оставить жалобу в Книге отзывов и предложений (если таковая имеется), либо подготовить жалобу в письменном виде.
- Книга отзывов и предложений: если вы оставите свой адрес (почтовый или электронный), то ответить вам обязаны будут в письменном виде.
- Письменная жалоба: готовится в двух экземплярах. Один остается у вас, другой передается руководству компании, к которой вы имеете претензии. Ответить вам должны в течение 10 дней. Увеличение срока решения вопроса возможно, но только в том случае, если есть объективная причина. Об этом вам также должны сообщить в течение 10 дней.
Если таким образом не удается решить вопрос, нужно обращаться уже в контролирующие инстанции. И здесь могут быть некоторые различия. Самые распространенные случаи мы перечислим ниже.