Кредиторская задолженность

По времени выплат кредиторскую задолженность подразделяют на два вида: краткосрочную (срок до 1 года) и долгосрочную (срок от 1 года). Краткосрочная задолженность наиболее распространена.

Появиться она может и неожиданно — например, если предприятие задолжало выплаты зарплат или не смогло по каким-то причинам выполнить услуги. Быстрая уплата долгов без просрочки свидетельствует о здоровой экономической ситуации на предприятии и его эффективности.

Долгосрочную же оформляют чаще всего с проверенными, знакомыми фирмами. Иногда она может свидетельствовать о том, что дела у компании идут довольно плохо. Все долги должны быть отражены в бухгалтерском отчете по отдельности.

Кредиторская задолженность также подразделяется по типу услуг и выплат. Вот перечень самых распространенных:

  • услуги, которые уже были оплачены (полностью или нет — значения не имеет), но которые фирма еще не успела предоставить;
  • сама фирма должна отдать деньги за предоставленные ей товары и услуги;
  • сотрудникам компании еще не перечислили зарплату;
  • учредителям начислили деньги, но еще не перевели их;
  • долги по уплате налогов и других отчислений в какие-либо предприятия и фонды;
  • долги перед другими фирмами и предприятиями;
  • любые другие задолженности перед сотрудниками и другими фирмами.

В соглашении прописаны сроки возвращения денег или услуг, злостная просрочка по долгам может привести к штрафам. В некоторых случаях срок исполнения обязательств установлен на законодательном уровне — например, если речь идет о зарплатах сотрудников или уплате налогов.

В отчете кредиторская задолженность относится к пассиву. Лучшая для компании ситуация — это когда кредиторская задолженность (привлечение сторонних активов и денежных выплат) соразмерна с дебиторской, т.е., когда у фирмы есть свои должники. Тогда одни долги покрывают другие.

В каких случаях задолженность можно списать

Если выплатить долги сложно, то для компании лучшим выходом может быть их списание. Это можно сделать только в определенных ситуациях:

  • кредитор в течении трех лет не потребовал исполнения соглашения, не обращался в суд и не предпринимал каких-либо других активных действий;
  • фирма-должник обанкротилась;
  • кредитор сам обанкротился или, если речь идет о физическом лице, умер;
  • любые другие непредвиденные обстоятельства, которые мешают выплате (индивидуальные ситуации).
Советуем прочитать:  Как выглядит мед книжка

Если кредитор по истечении срока не потребовал исполнения обязательств, то полученный от списания долга доход, который называют внереализационным, все равно должен быть отражен в отчете. Также фирма может столкнуться со штрафами, пенями и повышенным налогом на прибыль.

Но самые неприятные долги для компании — те, у которых сроки на погашение прописаны на законодательном уровне. Например, это может быть ситуация, когда компания несколько месяцев не может выплатить зарплаты. Злостное уклонение от уплаты задолженности может привести к банкротству и ликвидации фирмы.

В качестве наказания могут применяться также штрафы, принудительные работы, аресты и заключение в тюрьму.

Чтобы грамотно списать просроченную задолженность, необходимо подготовить ряд документов для налоговой службы, которая, скорее всего, заинтересуется данным действием.

Нужно инвентаризировать задолженность, чтобы появились основания для ее списания, которые, в свою очередь, отражаются в соответствующем документе.

После этого создается акт отчетов инвентаризации с другими кредиторами и дебиторами. Бухгалтер составляет справку, где указывается, когда образовалась задолженность, ее сумма, дата просрочки, срок уплаты.

После этого руководитель подписывает соответствующий приказ о списании задолженности, где должны быть ссылки на справки и бумаги, подтверждающие основание для списания.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Список кредиторов

Для мониторинга кредиторской задолженности можно использовать список кредиторов. Это таблица, в которой перечислены кредиторы, размер долга и срок уплаты. Вести ее можно так, как удобно предпринимателю. Ее цель — собрать все данные о кредиторах в одном месте и напоминать собственнику об обязательствах.

Недостаток этой таблицы — она не показывает, будут ли 20 марта у компании деньги на оплату поставщику, а 25 апреля — на уплату налогов. С этим может помочь платежный календарь.

Платежный календарь

Платежный календарь — это перечень предстоящих платежей и поступлений с разбивкой по датам. Этот инструмент показывает кому, когда и сколько нужно заплатить. Плюс в нем отражены возможные поступления средств.

С его помощью собственник может увидеть, сколько денег нужно компании для погашения текущих обязательств. Календарь также помогает компании прогнозировать кассовые разрывы, чтобы вовремя принять меры: попросить клиентов заплатить пораньше или договориться о переносе платежа с поставщиками.

Платежный календарь можно вести даже в обычном блокноте, но ПланФакт значительно облегчает этот процесс.

платежный календарь

Марина Шершнева, генеральный директор «АудитКонсалт»:

«Управление кредиторской задолженностью в компании можно разделить на четыре основных процесса:

1. Учет кредиторской задолженности и ее анализ.

2. Оплата задолженности с учетом возможных штрафов и пеней.

3. Переговоры по переносу выплат, если компания не может выполнить свои обязательства.

4. Списание кредиторской задолженности, если компании простили долг или компания-кредитор ликвидирована»

Коэффициент оборачиваемости

Показывает, сколько оборотов успевает сделать кредиторская задолженность за период. Рассчитывается как отношение выручки к среднему размеру кредиторской задолженности.

Выручка — это деньги, полученные компанией от основной деятельности: продажи товаров и оказания услуг.

Коэффициент оборачиваемости КЗ = Выручка : Кредиторская задолженность (ср)

Кредиторская задолженность (ср) = (КЗ на начало периода + КЗ на конец периода) : 2

Длительность оборота = Период : Коэффициент оборачиваемости

Рассчитать можно как оборачиваемость в целом по бизнесу, так и по конкретному поставщику.

Пример

У компании «Дельта» размер кредиторской задолженности на начало года — 100 000 рублей, на конец года — 60 000 рублей, выручка — 800 000 рублей.

Кредиторская задолженность (ср) = (100 000 + 60 000) : 2 = 80 000 (руб.)

Коэффициент оборачиваемости = 800 000 : 80 000 = 10 (раз)

Длительность оборота = 365 : 10 ≈ 37 (дней)

Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности не имеют какой-то нормы, их нужно отслеживать в динамике. Увеличение коэффициента оборачиваемости говорит о том, что компания быстрее платит кредиторам. Уменьшение коэффициента показывает как сложности с оплатой обязательств, так и то, что компании удается договориться о большей отсрочке или увеличить предоплаты от клиентов.

По срокам погашения

Классификация по срокам погашения показывает, когда долг перед вашей компанией должен быть закрыт. Тут дебиторка может быть:

  • Краткосрочной – установленный срок погашения не превышает 12 месяцев.
  • Долгосрочной – должна быть погашена более, чем через год.

По состоянию обязательства

В этой группировке речь идет о том, выплатил ли контрагент долг в установленные сроки или нет.

  • Нормальная – срок погашения дебиторской задолженности еще не подошел.
  • Просроченная – установленные даты оплаты прошли, но деньги уплачены не были.

Вы отгрузили партию стульев мебельному магазину, прописав в договоре условия – внести деньги за товар до 12 марта 2025 года. До этой даты дебиторка будет нормальной, а начиная с 13 марта – просроченной.

По типу должника

Из определения дебиторской задолженности понятно, что должником могут выступать разные категории контрагентов. Именно на их принадлежности и строится классификация по типу должника.

Кто может быть должен компании:

  • Покупатель – например, когда уже получил товар, но еще не внес оплату.
  • Поставщики – вы уже перевели им оплату, но еще не получили товар.
  • Государство – когда есть переплата по налогам, к примеру.
  • Работники – когда получили от компании заем или аванс за еще невыполненную работу.
  • Учредители – если, например, не внесли свою долю в уставной капитал.

Могут быть дебиторами и другие контрагенты, например, арендаторы помещения, которые не внесли платеж за прошедший месяц.

По вероятности погашения

Все долги гасятся по расписанию только в идеальном мире, а в бизнесе иногда случаются накладки. Именно для таких ситуаций предусмотрена классификация по вероятности погашения.

  • Сомнительная дебиторская задолженность – долг могут погасить, а могут не погасить. Такой статус присваивается долгам, когда у должника нет средств для погашения, имущества для залога или банковской гарантии.
  • Безнадежная – задолженность не будет оплачена, например, по причине банкротства должника.

С точки зрения управленческого учета, все эти классификации помогают понять, что делать с дебиторкой. Вариантов несколько: ждать погашения, списывать или продавать.

В некоторых случаях выгоднее списать или продать задолженность и не держать ее на балансе, чтобы не портить общую финансовую картину бизнеса. Особенно, если денежных средств в обороте не хватает, а шансов, что должник погасит задолженность в срок, мало.

Держите долги под контролем

Контролировать размер дебиторки и кредиторки поможет отчет «Задолженности» в Adesk. Он покажет, кому и сколько должны вы, а сколько – вам и сгруппирует данные по всему бизнесу или проектам.

Adblock
detector