Коап рф 2024

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст.

3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено. на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене. на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Уменьшение размера штрафов для малого и среднего бизнеса

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2.

В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу. Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи.

Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину. Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.

3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч.

4 и 5. Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Запрет на суммирование штрафов

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Советуем прочитать:  Пломбировка счетчиков воды

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Минимальный штраф или даже предупреждение

Начиная с 25.07.2022 ст. 4.1 КоАП РФ дополнена ч. 3.4-1, согласно которой штраф будет начислен по нижнему пределу, если правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и нарушитель сам предотвратил вредные последствия своих деяний или добровольно возместил причиненный ущерб (или устранил его).

Это означает, что если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, то должна быть применена нижняя.

  1. нарушением не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  2. не создана угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. отсутствует имущественный ущерб.

До 25.07.2022 данное правило касалось только некоммерческих организаций, а также субъектов МСП. Теперь норма универсальна, но в ряде случаев рассчитывать на замену штрафа предупреждением все же не приходится. Они названы в ч. 2 ст. 4.1.1.

Под формулировкой «впервые совершенное правонарушение» подразумевается, что ранее в отношении данного лица не выявлялись иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными (т. е., имеющими единый родовой объект посягательства) по отношению к рассматриваемому правонарушению. Проще говоря, компанию или ИП за все время их существования еще ни разу не поймали хоть на каком-то административном нарушении.

Если же такие факты имелись, то уже не имеет значения было ли назначено по ним наказание, вступило ли соответствующее постановление о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению в силу или лицо было вообще освобождено от санкции, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию – все равно совершенным впервые нарушение уже не посчитают (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред.

от 23.12.2021), п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 (ред.

от 01.06.2022)).

С 06.04.2022 новая статья 4.1.2 КоАП РФ определила особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально-ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Этим лицам административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей, а если такая мера ответственности не установлена, то в размере половины от величины штрафа, установленного соответствующей нормой КоАП РФ для юридических лиц.

По одному штрафу за один заход

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Таковы новые положения ч. 5 ст.

4.4 КоАП РФ, действующие с 06.04.2022.

Например, инспекция труда при проверке установила, что организация не обеспечила спецодеждой 10 сотрудников, которым средства индивидуальной защиты полагались по нормам ТК РФ. Работодателя оштрафуют на основании ч. 4 ст.

5.27.1 КоАП РФ на сумму от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, но однократно – без умножения этой величины на число обделенных работников.

Когда при тех же обстоятельствах обнаружены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание (с учетом положений ч. 2-4, 6 ст. 4.4 КоАП РФ).

Возбуждение дела только после контакта с фигурантом

Если на организацию или ИП кто-то пожаловался, вышел материал в СМИ об имеющихся нарушениях, данные о нарушении поступили из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, то это еще не повод возбуждать дело об административном правонарушении. Сначала обязательно компетентным органом должны быть проведены проверка или иное контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом.

Советуем прочитать:  Как обмануть социальный мониторинг

Эти новые правила, определенные ч. 3.1 – 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ и примечанием к ней, распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Новшества появились в КоАП РФ с 25.07.2022.

Полцены при быстрой уплате

Одна из самых приятных новостей – появившаяся возможность уплатить штраф со скидкой в 50 %, если сделать это не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении наказания (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, введенная с 25.07.2022 г.).

Это правило работает, если административное правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не распространяется на некоторые нарушения, а именно, предусмотренные статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1-8.1, 9.1-39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Смягчение санкций за валютные нарушения

Кардинально переписали ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую наказания за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Теперь штраф за осуществление незаконных валютных операций для граждан, ИП и юридических лиц составляет от 20 до 40 % суммы незаконной валютной операции (было от 75 до 100 %) (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, смягчены штрафы для должностных лиц, предусмотренные данной статьей.

Эти новшества заработали с 24.07.2022.

В новом примечании 10 к ст. 15.25 оговорено, что административная ответственность неприменима к резиденту, если невыполнение соответствующего требования валютного законодательства обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении российских граждан или юридических лиц со стороны иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия. Этот принцип распространяется на правоотношения, возникшие в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года (ч.

3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2022 № 235-ФЗ).

В свою очередь, п. 4 и 5 ст. 2 этого же закона предписано прекратить дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, если требование валютного законодательства не выполнено в период с 23 февраля 2022 года именно по причинам санкционного характера со стороны недружественных стран, а ранее принятые, но не неисполненные к 24.07.2022 г.

постановления о наложении административных наказаний за совершение вышеуказанных правонарушений не подлежат исполнению.

Со списком недружественных государств можно ознакомиться в Распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.

Комментарии к ст. 20.23 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — предотвратить несанкционированное использование технических средств для негласного получения информации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 (с изм. и доп.), юридические лица и индивидуальные предприниматели должны получать соответствующие лицензии на эту деятельность в Федеральной службе безопасности РФ, ее территориальном органе.

2. Лицензирование деятельности, связанной со специальными техническими средствами, осуществляют Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы. На каждый вид деятельности, связанной со специальными техническими средствами, необходимо получить отдельную лицензию. Лицензиат может иметь лицензии на несколько видов такой деятельности.

Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляют указанные органы лицензирования с привлечением в необходимых случаях органов внутренних дел и других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) специальные технические средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля специальных технических средств является наличие соответствующей лицензии.

4. Объектом правонарушения являются отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, а также право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ.

Объектом посягательства может быть также право граждан и организаций на неприкосновенность информации с ограниченным доступом (врачебная, коммерческая тайна, тайна усыновления и т.д.).

5. Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, выражающимися в нарушении условий, предусмотренных лицензией, а также правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств для негласного получения информации (ч. 1 ст.

20.23); в нарушении порядка разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также порядка сертификации, регистрации и учета вышеуказанных специальных технических средств (ч. 2 данной статьи).

Виды специальных технических средств для негласного получения информации предусмотрены в Перечне и Списке, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 (с изменениями) и от 10 марта 2000 г. N 214 (с изменениями). ФСБ России предоставлено право уточнять виды специальных технических средств.

Советуем прочитать:  Семейное положение в резюме

Порядок регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, устанавливается ФСБ России.

Органы лицензирования ведут реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

6. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть должностные и приравненные к ним по ответственности лица (руководители, другие работники, осуществляющие управленческие функции, индивидуальные предприниматели), а по ч. 2 — кроме перечисленных лиц и граждане.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, в данном случае — органов ФСБ России (п. 3 ч. 2 ст. 23.46), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3); судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

В 2024 году планово проверят только организации с высоким риском совершения нарушений

Мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году введён постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В том числе документом утверждены особенности внепланового контроля.

Документ ввёл ряд ограничений на проверки, в том числе в сфере госжилнадзора и лицензионного контроля за работой управляющих организаций. Согласно абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, до 23 августа 2022 года проверки УО по жалобам граждан на нарушение их прав можно было проводить только по согласованию с прокуратурой.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 № 1431 кабмин отменил это правило. Теперь если житель дома напишет жалобу на компанию, ГЖИ может провести проверку без дополнительных согласований (пп. «б» п. 3 ПП РФ № 336).

  • отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • признанные опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Постановление от 01.10.2022 № 1743 подготовил Минэк России во исполнение поручения президента РФ по итогам ПМЭФ.

ПП РФ № 1743 позволяет бизнесу, который попадает под плановую проверку, попросить контрольный орган заменить её на профилактический визит. Как отметил Минэк РФ, сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до проведения планового мероприятия. Надзорное ведомство обязано провести профилактический визит, и организация сможет исправить нарушения и не получит штраф.

За все установленные при проверке случаи расчётов без ККТ – единый штраф исходя из общей суммы ущерба

Помимо органов лицензионного контроля и жилищного надзора, управляющих домами проверяют и другие ведомства, в том числе ФНС России. Летом и осенью этого года служба активизировалась в работе по разъяснению вопросов проверок того, как компании используют ККТ. Так, в августе мы сделали обзор шести писем от ФНС и Минфина России по данному вопросу.

В сентябре Федеральная налоговая служба РФ опубликовала ещё два письма-разъяснения по нюансам привлечения к административной ответственности по итогам проверки использования контрольно-кассовой техники.

Одно из них – письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ – касается ситуации, когда при проверке инспектор выявляет сразу несколько случаев неприменения кассы при расчётах. Эти нарушения квалифицируются по одной статье – ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при одной проверке надзорный орган выявит два и более административных правонарушения по одной статье разд.

II КоАП РФ, то контролируемое лицо получает единое наказание за все такие нарушения. В ч. 2 ст.

3.5 КоАП РФ установлен административный штраф, кратный сумме ущерба, причинённого в результате каждого нарушения, в том числе при работе с ККТ.

Если при проверке обнаружится, что мимо кассы проведены пять расчётов, то сумма ущерба равна сумме таких расчётов. Исходя из неё надзорный орган будет назначать штраф по ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

ФНС РФ в письме привёл пример такой ситуации. Предприятие не использовало ККТ при пяти расчётах на суммы 100 тысяч, 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч и 200 тысяч рублей. Компанию привлекут к административной ответственности по ч .2 ст. 14.5 КоАП РФ, а сумма ущерба составит 750 тысяч рублей, и размер штрафа будет исчисляться именно из неё.

Adblock
detector