- Условия предоставления
- Куда обращаться
- Документы для приватизации
- Регистрация права
- Законодательная база
- Статья 3 пункт 2.7 закона 137-ФЗ
- Вступление в члены в СНТ
- Как организовать собрание
- Какой вопрос ставить на повестку дня
- Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
- Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
- Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
- Участок образован в результате раздела другого участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу
- На участке расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию
- Участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении
- Участок зарезервирован для муниципальных нужд
- Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории
- Участок выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
- Поступило заявление о проведении аукциона по продаже участка или на право его арендовать
- Опубликовано извещение о предоставлении участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или КФХ
- Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении
- Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установленные ограничения не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
- Участок не включен в утвержденный Правительством перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд. Заявитель просит предоставить участок из этого перечня (п. 10 ч. 2 ст. 39.10 ЗК)
- Участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории
- Участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
- Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
- Вид разрешенного использования данного участка не установлен
- Участок не отнесен к определенной категории земель
- Предоставление участка было предварительно согласовано, срок действия решения не истек
- Участок изъят для муниципальных нужд. Указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
- Необходимо уточнить границы земельного участка
- Площадь участка более чем на 10 процентов превышает указанную в схеме его расположения, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
- Участок включен в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
- + Новое с 1 марта 2025 года
- Площадь участка, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует установленным законом субъекта РФ предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности
- Участок уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее
- Будете по-новому определять земельные доли
По общим правилам, земельные наделы из муниципального и государственного фонда передаются гражданам в собственность или временное владение на возмездной основе. Это означает, что за земельный участок необходимо уплатить выкупную цену или арендную плату, расчет которых происходит по результатам открытых торгов или по кадастровой стоимости.
Случаи, при которых можно бесплатно получить участок земли от государства, являются исключительными, и подразумевает отсутствие необходимости выплачивать цену земли. Перечень льготных оснований для безвозмездного получения наделов в собственность регламентирован статьей 39.5 ЗК РФ и включает в себя:
- случаи, когда граждане оформляют права на участок, образованный при разделе СНТ или иных некоммерческих организаций садоводов, огородников и т.д.;
- наделы, ранее предоставленные гражданам для возведения частных домов, ведения личного подсобного хозяйства, или фермерства;
- участки, ранее выделенные для ИЖС или личного хозяйства гражданам, включенным в специальный реестр должностей муниципального образования и работающие по основному месту трудовой деятельности;
- семьям с многодетным статусом (в семье должно быть три или более ребенка);
- иные случаи, определенные законодательными актами регионального уровня.
Чтобы использовать указанные основания, граждане должны дополнительно соблюсти обязательные условия – период безвозмездного владения участком или постановку в муниципальную очередь нуждающихся в жилье. Рассмотрим, каким образом заявителям придется подтверждать законность своих требований о бесплатной передаче земли в собственность.
Условия предоставления
Сам факт принадлежности граждан к льготной категории не означает, что они автоматически смогут получить землю только на основании обращения в муниципальный орган. Для этого нужно подтвердить условия, указанные в статье 39.5 ЗК РФ:
- для пользователей, получивших безвозмездно землю под ИЖС, личное хозяйство и ли фермерство нужно подтвердить срок действия договора не менее шести лет, а также фактическое использование земли по заявленным целям не менее пяти лет;
- для работников по должностям, включенным в специальный реестр, и получивших наделы для частного строительства и личного хозяйства, также должен подтверждаться срок действия договора (шесть лет) и период целевого использования (не менее пяти лет);
- семьи, в которых имеется три и более ребенка, подтверждают факт нахождения в муниципальной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- граждане, претендующие на приватизацию земли в СНТ и иных аналогичных организациях, должны подтвердить членство в товариществе, а также свое право на часть общего участка при его разделе.
Подтверждение факта владения землей на безвозмездной основе происходит путем представления договоров, срок действия которых не может быть менее шести лет. Фактически, возможность переоформления земли в собственность наступает только в последний год действия договора пользования. При подтверждении законности требований нужно соблюдать важное правило – земельные объекты должны использоваться строго по целевому названию (например, земля под ИЖС не может быть использована под строительство промышленного производственного объекта).
Факт целевого использования земли будет подтвержден на основании проверки случаев нарушений со стороны владельцев. Должностные лица земельного надзора вправе проводить самостоятельные проверки целевого использования земель, а также реагировать на обращения заинтересованных лиц и уполномоченных служб и ведомств. Если такие нарушения выявляются, в отношении пользователей могут выноситься предостережения о недопустимости противозаконных действий, а также применяться административные санкции.
В наиболее серьезных случаях земельный надел может принудительно изыматься у владельца, в этом случае право на бесплатную приватизацию утрачивается.
Статус многодетных семей присваивается автоматически после появления на свет третьего несовершеннолетнего ребенка. Нужно учитывать, что статус многодетности сохраняется, пока в семье есть не менее трех несовершеннолетних детей. Если хотя бы один их трех детей достиг возраста 18 лет, либо в судебном порядке произошло лишение родительских прав, статус многодетной семьи будет аннулирован, а право на приватизацию будет отсутствовать.
Также многодетные семьи должны представить документ, подтверждающий нахождение в муниципальной очереди на жилье. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:
- граждане подлежат включению в очередь, если у них отсутствует собственное жилье или муниципальная квартира;
- постановка на учет возможна для лиц, имеющих муниципальное жилье ниже нормативных показателей жилплощади на одного человека (этот норматив утверждается местными властными органами);
- выделение земли на бесплатной основе является альтернативой предоставлению квартиры или выделению субсидии на жилье.
Подтверждение факта постановки на учет в муниципальной очереди происходит на основании справки местной администрации или уполномоченного жилищного органа.
Для многодетных семей необходимо подтвердить и семейный статус. Для этого представляется копия свидетельства о брачных отношениях (исключение составляют случаи, когда с заявлением обращается мать или отец, в одиночку воспитывающих трех детей). Кроме того, семья должна проживать на территории муниципального образования, где будет предоставляться участок, а в ее собственности не должно быть иных объектов жилой недвижимости.
Куда обращаться
Участки, которые могут быть безвозмездно переданы гражданам в порядке приватизации, находятся в муниципальном фонде земель. Распоряжение указанными наделами находится в компетенции местных властных органов, либо уполномоченных ими учреждений. Как правило, обращаться с документами на оформление приватизационного договора нужно в орган, ранее предоставивший землю в безвозмездную собственность.
После выдачи договора о переоформлении собственности на землю, граждане должны надлежащим образом закрепить свое право. Для этого нужно пройти регистрационную процедуру в службе Росреестра. Подать документы для регистрации можно напрямую в территориальное учреждение Росреестра, либо через систему Многофункциональных центров.
Закон не запрещает подавать заявления на безвозмездное получение земли через представителя. Для этого нужно заблаговременно оформить доверенность через нотариальную контору и определить перечень полномочий. При обращении через представителя все действия совершаются в интересах владельца участка, т.е.
право собственности будет оформлено на доверителя.
Документы для приватизации
Чтобы подтвердить законность прав на передачу земли в собственность, владельцу участка нужно представить пакет документации в местный уполномоченный орган. Перечень документов будет существенно отличаться, в зависимости от оснований для обращения.
Многодетные семьи представляют следующий комплект документов:
- заполненный бланк заявления с указанием всех членов семьи, на которых будет выделяться надел;
- общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого члена семьи;
- свидетельство о регистрации семейных отношений;
- справка из муниципального органа, подтверждающая постановку на учет в очереди на жилье;
- справка, подтверждающая отсутствие факта лишения родительских прав (данный документ выдают органы опеки по месту проживания семьи);
- выписка из госреестра ЕГРН, подтверждающая отсутствие у семьи иных объектов недвижимости.
Нередко многодетным семьям в регионах выдаются соответствующие удостоверения или справки, подтверждающие льготный статус. Предоставление этого документа не обязательно, так как проверяться будут свидетельства о рождении и справка об отсутствии факта лишения родительских прав.
Гражданам, ранее получившим землю на праве безвозмездного пользования, потребуется иной комплект документов. В него будут входить:
- заполненный бланк заявления;
- общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого потенциального собственника;
- договор о безвозмездном временном пользовании участком с указанием его целевой характеристики;
- справка с основного места работы с указанием должности, занимаемой заявителем (для обращения граждан, получивших участок на основании подпункта 7 пункта 2 ст. 39.10 ЗК РФ);
- документы, подтверждающие использования надела по целевому назначению (например, если участок выделен для ИЖС, нужно представить документы о выполнении строительных работ по возведению дома).
Если для участия в программе приватизации обращается гражданин по основаниям, регламентированным в региональных законодательных актах, перечень требований к документам также будет отличаться от общих правил.
Проверка представленных документов будет занимать не более 30 дней, после чего будет оформлен приватизационный договор. Этот документ будет являться основанием для проведения регистрационной процедуры.
Чтобы зарегистрировать право собственности после приватизации земли, владельцу участка нужно получить межевой план. Этот документ будет изготовлен кадастровым специалистом – инженером на основании представленных владельцем документов. Основное назначение кадастровых работ заключается в определении границ приватизируемого участка, а также их согласовании с владельцами соседних объектов.
Полученные данные о границах и площади земли фиксируются в межевом плане в текстовой и графической форме.
Регистрация права
Переход права собственности будет официально подтвержден только после прохождения регистрационной процедуры. Для этого заявитель обращается в службу Росреестра или Многофункциональный центр со следующим комплектом документов:
- заполненный бланк заявления для проведения регистрационных действий и постановки участка на кадастровый учет;
- общегражданский паспорт заявителя, на которого оформлен договор;
- оригинал приватизационного договора;
- межевой план;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины в сумме 2000 рублей.
Регистрационная процедура будет продолжаться от 5 до 12 дней, в зависимости от способа подачи документов. Наиболее быстрым вариантом будет являться обращение непосредственно в отдел Росреестра по месту нахождения надела.
По итогам регистрационных действий данные о собственности на приватизированный участок будут внесены в госреестр ЕГРН. Правоустанавливающим документом на объекты недвижимости в настоящее время является выписка из госреестра ЕГРН, этот документ получит собственник после завершения регистрационных мероприятий. С этого момента владелец вправе распоряжаться приватизированным участком по собственному усмотрению, в том числе продавать его третьим лицам.
Нужно учитывать, что в сведения ЕГРН будут внесены сведения о категории и разрешенном виде использования земли. Даже после переоформления прав на участок в порядке приватизации собственник обязан соблюдать указанные характеристики землепользования. Нарушения целевого использования земли могут повлечь принудительное изъятие участка, несмотря на зарегистрированное право собственности.
Эта процедура может осуществляться только в судебном порядке на основании заявления органов земельного надзора или местной администрации.
Законодательная база
- Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В нем нас интересуют п. 2.7 и 2.9 статьи 3.
- Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 3 пункт 2.7 закона 137-ФЗ
До 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Вступление в члены в СНТ
Чтобы претендовать на участок, необходимо официально стать членом СНТ. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в правление и на общем собрании вас должны включить в список членов. Днем приема в члены товарищества является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества.
Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе.
В заявлении на вступление в члены указываются:
- фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;
- адрес места жительства заявителя;
- почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;
- адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);
- согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.
К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.
Как организовать собрание
Общее собрание правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей. Оно может быть очередным (не реже одного раза в год) или внеочередным (статья 17 пункт 5 и 6 ФЗ № 217).
Если до ежегодного собрания ждать недолго, то вопрос о предоставлении участка поднимается на нем. В ином случае необходимо собрать внеочередное собрание.
В соответствии с 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» статьей 17 пунктом 7 неочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:
- правления товарищества;
- ревизионной комиссии (ревизора);
- членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества (PS: Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки).
Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.
Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
- направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
- размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
- размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.
Требование вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.
Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества. В случае нарушения срока ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления вправе самостоятельно обеспечить проведение собрания.
Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
- направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
- размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
- размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации.
Должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.
Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества.
Проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В 2020 году возможно заочное голосование вне зависимости от наличия в уставе такого голосования в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.
Принятие решения общего собрания членов товарищества путем заочного голосования не предполагает очного обсуждения вопросов повестки такого собрания и осуществляется путем подведения итогов голосования членов товарищества, направивших до дня проведения такого общего собрания свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.
Какой вопрос ставить на повестку дня
О возможности распределения земельного участка в СНТ «___________» (название) для ведения садоводства площадью ____ (указываем площадь) кв. м. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (прилагается) члену товарищества _________________________ (фамилия, имя, отчество), ___________________________________________ (реквизиты документов, удостоверяющих личность).
Оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
С 1 января 2025 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:
- сдавать арендованный участок в субаренду;
- передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
- передавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
- использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2025 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.
Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу. Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК).
Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке. Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п.
5 ст. 22 ЗК).
Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов. В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.
Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).
Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.
Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.
Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2025 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.
Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2025 года
Участок образован в результате раздела другого участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу
На участке расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию
Участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении
Участок зарезервирован для муниципальных нужд
Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории
Участок выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
Поступило заявление о проведении аукциона по продаже участка или на право его арендовать
Опубликовано извещение о предоставлении участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или КФХ
Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении
Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установленные ограничения не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
Участок не включен в утвержденный Правительством перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд. Заявитель просит предоставить участок из этого перечня (п. 10 ч. 2 ст. 39.10 ЗК)
Участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории
Участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
Вид разрешенного использования данного участка не установлен
Участок не отнесен к определенной категории земель
Предоставление участка было предварительно согласовано, срок действия решения не истек
Участок изъят для муниципальных нужд. Указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
Необходимо уточнить границы земельного участка
Площадь участка более чем на 10 процентов превышает указанную в схеме его расположения, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
Участок включен в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
+ Новое с 1 марта 2025 года
Площадь участка, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует установленным законом субъекта РФ предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности
Участок уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее
Будете по-новому определять земельные доли
С 1 марта 2025 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.
Новый порядок упростит выдел земельных участков в счет долей. Станет проще принимать решения о подсчете голосов при проведении общего собрания участников долевой собственности и исчислять земельный налог, который должны уплатить правообладатели долей.