- Гражданская ответственность
- Административная и уголовная ответственность
- Требуют доплатить – это законно?
- Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО
- Случай №2: Лимит выплаты
- Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили
- Случай №4: Банкротство страховой
- Случай 5: Виновник без страховки
- Если требует страховая по ОСАГО?
- Если страховщик требует доплату по КАСКО?
- Что делать в первую очередь?
- Если потерпевшему выплатили слишком мало
- Выплата с учетом износа
- Независимая экспертиза насчитала больше
- Страховщик не выплатил
- Если был ремонт
- Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
- Поможет ли адвокат в суде?
- Оформляйте полис честно
- Не признавайте вину, если она неочевидна
- КАСКО другого участника ДТП не повод признавать вину
- Не отрицайте вину, если знаете что виновны
- Не покидайте место ДТП
- Учувствуйте в составлении протокола
- Сомневайтесь в экспертизе
- При малейших сомнениях не оформляйте «Европротокол»
- Уведомляйте свою страховую компанию
- Не ремонтируйте машину и предоставьте ее к осмотру
- Поддерживайте контакт с пострадавшим
- Иск: виды, отличия
- Что предпринять в случае взыскания
- Если дело рассмотрели без вас
Существуют общие рекомендации, которые помогут водителю избежать ответственности при ДТП. Нужно:
- Обязательно оформлять полис ОСАГО. Расшифровка аббревиатуры говорит сама за себя — Обязательное страхование гражданской ответственности. При повреждении (по вашей вине) другого автотранспорта или нанесении вреда здоровью участникам дорожно-транспортного движения вам удастся избежать материальных потерь, так как страховая компания покроет ущерб.
- Оформлять полис КАСКО. Это добровольный вид страхования автомашины от повреждений, полного разрушения и угона. Выручает неопытных водителей от последствий ДТП. В отличие от ОСАГО, страховка покроет ваш личный ущерб, даже если вы виновник аварии.
- Использовать видеорегистратор. В случае спорной ситуации вы сможете доказать свою невиновность и избежать ответственности. Данные с видеорегистратора принимаются судом и служат вещественными доказательствами.
- Не пренебрегать правилами при ДТП. Некоторые водители в суматохе забывают выставить аварийные знаки или покидают место аварии. Так делать категорически нельзя.
- Привлечь к делу свидетелей, которые могут доказать вашу невиновность в ДТП.
Избежать материальной ответственности при ДТП поможет автострахование. При нарушении закона автовладельца могут привлечь к определенному виду ответственности, а иногда и к двум видам сразу, в зависимости от последствий аварии. В некоторых случаях, чтобы избежать ответственности, придется доказывать свою невиновность, используя гаджеты или свидетелей.
Гражданская ответственность
Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.
Например, если автомобиль угнали или машиной управлял человек по доверенности, владельцу авто придется доказать, что на момент происшествия за рулем был не он. Или причиной ДТП послужили непреодолимые обстоятельства: пешеход выбежал на дорогу на красный свет или на город обрушилось цунами. Согласитесь, избежать ДТП при таком раскладе непросто даже опытному водителю.
Собственнику автотранспорта, который не докажет свою невиновность при ДТП, избежать ответственности будет затруднительно. Согласно статье 15 ГК РФ, виновник несет ответственность и должен возместить вред, нанесенный при ДТП. Сюда входит и оплата лечения, и компенсация заработка пострадавшему за его время, проведенное на больничном, и ремонт (оплата) имущества, которое пострадало при аварии.
Избежать материальных затрат при ДТП в случае наступления гражданской ответственности, поможет страховка ОСАГО.
Административная и уголовная ответственность
Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья.
Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра.
В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.
Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.
Согласно статье 264 УК РФ, уголовная ответственность при нарушении правил ПДД наступает при получении тяжелых травм или наступлении смерти человека после ДТП. Если следствие докажет вину водителя, то ему может грозить тюремный срок. Водители, которые ранее привлекались по административным нарушениям, привлекаются по статье УК РФ 264.1.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Требуют доплатить – это законно?
Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.
Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:
- страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
- страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
- ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
- страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
- полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.
Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.
Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО
В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.
Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.
Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.
Случай №2: Лимит выплаты
Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.
В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2022 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.
Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с «ушлыми» ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.
Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили
Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично.
С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.
Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.
Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.
Случай №4: Банкротство страховой
Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.
Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.
Случай 5: Виновник без страховки
Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.
Если требует страховая по ОСАГО?
Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования.
То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2022 год.
Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.
Если страховщик требует доплату по КАСКО?
Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.
В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.
Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.
Что делать в первую очередь?
Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.
Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.
Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба.
Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.
Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.
Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.
Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.
Если потерпевшему выплатили слишком мало
Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.
И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.
Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.
Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.
Выплата с учетом износа
По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.
Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.
Независимая экспертиза насчитала больше
После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.
Страховщик не выплатил
Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.
Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2022 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.
Если был ремонт
В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.
Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.
Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.
Для примера, рассмотрим такой случай.
- Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
- При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
- Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.
Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.
Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.
Поможет ли адвокат в суде?
В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.
Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.
Оформляйте полис честно
Этот совет актуален еще задолго до того как вы совершили ДТП, но мы не можем обойти этот момент. Сейчас очень популярно оформление электронных полисов, где вы вносите данные самостоятельно. У многих появляется соблазн немного приврать при оформлении, чтобы полис был более выгодным – очень не советуем этого делать.
Любой обман при оформлении полиса вскроется при первом же ДТП и полис будет признан недействительным, а значит, возможный ущерб вам придется компенсировать из собственного кармана.
Не признавайте вину, если она неочевидна
Многие водители склонны признавать вину в ДТП из-за стрессовой ситуации, подумайте хорошенько! Если вы не очень хорошо разбираетесь в ПДД, то лучше спросить совета специалиста. Слишком много вариантов с обоюдной виной, виновностью третьих лиц (например, дорожных служб). Возможно, ущерб превысит лимит выплат по ОСАГО и тогда вам придется раскошелиться.
КАСКО другого участника ДТП не повод признавать вину
Это не поддается логике, но до сих пор распространены ситуации, когда после ДТП выясняется, что у одного из водителей есть КАСКО, то другой участник берет вину на себя, если его автомобиль почти не пострадал. Иногда виновник ДТП с КАСКО на месте отдает некоторую сумму пострадавшему, чтобы тот взял вину на себя. Аргументация примерно такая «КАСКО все-равно выплатит».
КАСКО действительно выплатит, но потом страховая захочет компенсировать свои затраты, а компенсировать она будет с виновника. Вначале предъявит суброгацию вашей страховой ОСАГО, а если лимит ОСАГО не перекроет ущерба, то и вам. И да, не забывайте, что КБМ Ваш тоже пострадает.
Не отрицайте вину, если знаете что виновны
Это совет не противоречит второму. Спорить имеет смысл, если вина действительно спорна, если же вы въехали «в зад» на светофоре, то отрицать вину бессмысленно. Со временем суд разберется в виновности, и если с самого начала ваша вина была очевидна – дело времени.
Но на вас так же лягут дополнительные судебные издержки и траты пострадавшей стороны и хорошо, если их закроет страховщик.
Не покидайте место ДТП
Ни в коем случае не скрывайтесь с места ДТП, это не только грозит лишением прав, но и однозначно приведет к отказу в страховых выплатах. Если в результате ДТП ущерб минимален или незаметен, и вы решили разъехаться без претензий, то возьмите со второго участника расписку о том, что он не имеет к Вам претензий. В противном случае, второй участник может передумать, вызвать ГИБДД и заявить что вы скрылись самовольно.
Учувствуйте в составлении протокола
Если ДТП будет оформляться в присутствии ГАИ, обязательно участвуйте в его оформлении, следите чтобы обстоятельства ДТП и повреждения на всех автомобилях были зафиксированы максимально четко, лучше сделайте собственные фото с привязкой к местности.
Сомневайтесь в экспертизе
Если у вас есть возможность, то обязательно присутствуйте на экспертизе автомобиля второго участника ДТП, у вас есть такое право. Смотрите, чтобы в качестве повреждений были указаны только те повреждения, которые образовались в результате ДТП. Берите на руки протокол осмотра и копию самой экспертизы.
Возможно, эксперт укажет лишние повреждения или прибегнет к иным манипуляциям с целью завышения ущерба. Если у вас есть подозрения что ущерб завышен, лучше обратитесь к независимому эксперту чтобы оспорить его, лучше всего это сделать до того как машину отремонтируют.
При малейших сомнениях не оформляйте «Европротокол»
Помните, что размер компенсации при оформлении европротокола не превышает 50 000 руб., если ущерб окажется больше этой суммы – вам придется доплатить из своего кармана.
Уведомляйте свою страховую компанию
Надлежащим образом вы должны уведомить свою страховую компанию о факте ДТП, особенно если речь идет о европротоколе у вас есть всего 5 дней. Отсутствие уведомления это повод получить с Вас регресс. Не думайте, что ваше молчание как-то сыграет вам на руку.
Не ремонтируйте машину и предоставьте ее к осмотру
Важнейшим условием для признания случая страховым, является осмотр автомобиля виновника экспертами от страховой компании, не спешите бежать в СТО раньше чем в страховую и обязательно предоставьте машину к осмотру по требованию страховой. Если вы нарушите это простое требование — это станет поводом взыскать с вас полную стоимость ремонта автомобиля пострадавшего.
Поддерживайте контакт с пострадавшим
Обязательно обменяйтесь телефоном с пострадавшей стороной, не скандальте и всегда старайтесь быть в курсе того, что хочет пострадавший, как продвигаются дела. Многие вопросы лучше решить мирным путем, без суда и дополнительных издержек.
Иск: виды, отличия
Чтобы понимать порядок действий, рассмотрим ситуацию подробно.
Приобретая автомобиль, вы оформляете обязательный полис ОСАГО. Автомобилист думает, что необходимости самим оплачивать ущерб, если становится виновником аварии, не будет. Страховщики же, выплатив суммы пострадавшей стороне, пытаются компенсировать затраты за счет виновника. Оформляются исковые требования двумя способами:
- в порядке суброгации: СК пострадавшего требует с виновника возместить разницу между лимитом по ОСАГО (400 000 рублей) и фактическими расходами на ремонт. Срок исковой давности 3 года отсчитывается с момента аварии;
- через регрессивный иск: собственная СК пытается возместить понесенные расходы потерпевшего. Предъявляется в случаях, признанных нестраховыми (отсутствие полиса ОСАГО, водительского удостоверения и др.). Тот же срок давности начинается от момента проведения выплат компанией.
Важно определить, какие требования предъявляют, для правильного построения линии защиты. В большинстве случаев можно изменить первоначальную заявленную сумму.
Что предпринять в случае взыскания
Получив повестку, не игнорируйте документ. Если вы не придете, суд расценит ваше поведение как согласие с возмещением, вынесет постановление в пользу истца. Проведите следующие действия:
- Найдите документы, связанные с ДТП, которые сохранились. К иску должны быть приложены копии документов. Сравните с имеющимися. Если вы нашли расхождения, это даст вам козырь против истца.
- Посмотрите дату обращения в суд, посчитайте срок исковой давности. Если он больше трех лет, требования страховой незаконны.
- Уточните у пострадавшего сумму, реально перечисленную по факту происшествия. Размер возмещения должен соответствовать выплаченной компенсации, а суммы быть подтверждены необходимыми квитанциями, счетами.
- Проверьте подлинность доказательной документации (отчетов ущерба и проведенного ремонта, перечня деталей, работ по устранению ущерба) от страховой компании. Это может сделать независимый аккредитованный специалист.
Если вы не согласны с предъявленным иском, самостоятельно сложно разобраться — обратитесь за помощью к опытному автоюристу, который учтет особенности происшествия, досконально изучит предоставленную доказательную базу, выстроит линию поведения.
Не стоит сразу опускать руки, думать, что придется выплачивать заявленную сумму. В зависимости от ситуации попробуйте снизить размер причиненного материального ущерба, оспорить вину. Любое сомнение в правомерности включения сведений в предоставленную документацию трактуется в пользу ответчика.
Если дело рассмотрели без вас
В случае, когда решение уже принято, остается обжаловать его в вышестоящей инстанции в течение месяца, написав заявление в первые 10 дней после вынесения. Когда сумма окончательно установлена, рекомендуем обязательно вносить ее. При уклонении от выполнения судебного решения на имущество и счета ответчика налагается арест, дело передается в службу судебных приставов.
Если у вас сложное материальное положение, можно ходатайствовать о рассрочке платежа.