Аренда земли сельхозназначения

Содержание
  1. 1.1. Цели закона
  2. 2. Установленные запреты
  3. 3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2024
  4. 4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов
  5. 4.1. Алгоритм
  6. 4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2024
  7. 5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
  8. Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства
  9. Первичная стоимость
  10. Факторы, влияющие на арендную плату
  11. Получение кадастрового паспорта
  12. Проведение аукционных торгов
  13. Без торгов
  14. Влияние месторасположения на конечную сумму
  15. Как взять землю в аренду у государства под сельское хозяйство
  16. Что может быть объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
  17. Какой минимальный и максимальный сроки возможной аренды с/х земли
  18. Какие учреждения заниматься выдачей сх земель в аренду
  19. Что нужно делать, после того, как вы определились с участком
  20. Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?
  21. Условия
  22. Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?
  23. Ведение деятельности
  24. Сроки действия договора
  25. Сколько стоит пользование?
  26. Как арендовать ЗУ?
  27. У частного лица
  28. У государства или муниципалитета
  29. Возможна ли субаренда?
  30. Нюансы составления договора

В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).

В ряд государственных законов:

  • Земельный кодекс РФ
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015)

внесены необходимые изменения. Они будут актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя».

На основании положений принятого закона, с 1 марта 2024 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства) смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:

  1. в аренду без торгов
  2. на срок – до 5 лет
  3. с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
    • закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
      • аренда ЗУ может быть продлена
      • арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов – фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
  4. вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
  5. с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
  6. без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ

1.1. Цели закона

Главными задачами закона правительство считает следующие:

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
  • введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
  • развитие локальной сельской экономики
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица

Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:

  • с 1 марта 2024 года с/х земля станет доступнее
  • чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах

Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:

  • без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
  • без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем

2. Установленные запреты

Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:

  • в ЗК РФ:
    • в статье 22 – соответствующие замены и дополнения
    • статья 9 дополнится пунктом 9
    • в статье 10 – поправки в пункте 8
    • появится статья 10 1

    Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запретов:

    1. на изменение целевого назначения ЗУ:
      • утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
    2. на передачу:
      • земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду)
      • арендных прав на участок в залог
    3. на внесение ЗУ в качестве:
      • вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества
      • паевого взноса в производственный кооператив

    Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.

    3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2024

    Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.

    Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2024 года:

    1. расторгнуть договоры субаренды
    2. вывести с/х земли из уставных капиталов
    3. вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов

    Органам земельного контроля предстоит:

    • внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
      • с 01.03. 2024 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель

      4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов

      4.1. Алгоритм

      Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

      • гражданину
      • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

      в порядке, установленном земельным законодательством:

      1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
      2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
        • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
        • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
      3. законы субъектов РФ – примеры:
        • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
        • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
          • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
          • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
          • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
          • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
        • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
        • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
          • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

      • или исполнительный орган государственной власти
      • или орган местного самоуправления (ОМС)

      Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

      • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
      • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

      1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
        • с дальнейшим заключением договора аренды
      2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

      Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

      1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
        • площади ЗУ, указанного в заявлении
        • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
      2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

      4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2024

      1. с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
      2. ЗУ уже предоставлен на праве:
        • постоянного (бессрочного) пользования
        • безвозмездного пользования
        • пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
        • аренды
      3. ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
      4. на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
        • здание
        • сооружение
        • объект незавершённого строительства
      5. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
      6. ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
      7. ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
      8. испрашиваемый земельный участок:
        • расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
        • образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
        • выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
      9. на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
        • о проведении аукциона по продаже ЗУ
        • на право арендовать ЗУ
      10. в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
        • для ИЖС
        • для ведения ЛПХ
        • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
        • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      11. ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
      12. ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
      13. ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из этого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
      14. в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
      15. ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
      16. предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
      17. вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
      18. ЗУ не отнесён к определённой категории земель
      19. предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
      20. ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
      21. необходимо уточнение границ ЗУ
      22. площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
        • в схеме расположения участка
        • в проекте межевания территории
        • в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
      23. ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
      24. основания, установленные законом № 316-ФЗ:
        • площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
        • ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

      5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года

      Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:

      1. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
        • соответствующие изменения в пункте 2
        • появится дополнительный пункт 2.1
      2. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
        • дополнение в статью 38 части 10
        • соответствующие замены в части 9.1 статьи 47

      Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.

      Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:

      Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства

      Для аренды у государства земли сельхозназначения на оптимальных условиях необходимо знание всех нормативных актов, регулирующих этот процесс.

      1. «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ был утвержден 25.10.2001 г. Поправки и дополнения к этому закону вступили в силу с января 2017 г. Согласно этому правовому акту:
        • Величина платы за землю определяется договором об аренде (ст. 22).
        • Арендная плата за земли для социально значимой деятельности не должна превышать земельного налога (ст.39.7).
        • Ценность земли определяется по кадастровой стоимости (КС), которую рассчитывают государственные органы; арендовать можно только кадастровые земельные участки, занесенные в государственный реестр недвижимости (ст. 65).
        • В особую категорию выделяются земли сельскохозяйственного назначения: пашни, защитные насаждения, места для подсобных помещений для нужд с/х производства (ст.77).
        • Дается строгое целевое назначение земель: земледелие, скотоводство, рыбоводство; опытническая работа.
        • Местные и региональные государственные органы имеют специальный фонд распределения земель с/х назначения для аренды их населению. (ст. 80).
      2. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г. был дополнен и изменен в 2015 году. Документ регулирует процесс заключения арендных договоров.
        определен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение участка в собственность.
      • Успешное хозяйствование на земле дает право на льготные условия аренды.
      • Региональными органами власти определяются категории лиц с правом льготной аренды земель.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. С 2016 г. процедура аукционных торгов для перезаключения и продления арендного договора на новый срок стала необязательной.

      При этом учитываются:

        – основной параметр цены;
      • категория и целевое назначение земельного участка;
      • итоги торгов на аукционе;
      • величина государственного налога;
      • распределение платы по временным периодам в зависимости от срока аренды; .

      Процедура оценки проходит три этапа:

      • создается перечень анализируемых участков Росреестром;
      • вычисляются удельные показатели для них на региональном уровне;
      • конкретная оценка каждого участка завершается на уровне муниципальных органов власти.

      По этому закону:

      • производить кадастровую оценку земель будут не посторонние фирмы, а государственные бюджетные учреждения по единой методике (ст. 6; ст. 14);
      • не допускается заменять кадастровую стоимость земли рыночной (ст. 19);
      • изменение КС допускается только в сторону понижения (ст.19.7);
      • переоценка земли происходит 1 раз в 3-5 лет.

      Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики

        Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

      Узнайте подробнее о расчете арендной платы за ЗУ и облагается ли наем надела НДС и земельным налогом!

      Первичная стоимость

      Арендная плата за пользование государственными землями сельскохозяйственного назначения формируется на основе кадастровой стоимости участка, если он уже занесен в Государственный реестр недвижимости.

      Кадастровая оценка – первичная стоимость земельных ресурсов, определяется в 3 этапа.

        На первом этапе оценки вычисляется средняя цена 1 га земельных ресурсов для каждого региона РФ.

      Для расчета берутся два показателя: средняя продуктивность земель в пределах региона и стоимость затрат на производство продукции, т.е. расчетный доход единицы площади.

      Полученный расчётный рентный доход с каждого гектара по региону умножается на срок капитализации (33 года) – так получают кадастровую стоимость земельных угодий для каждого субъекта РФ:

      • почвенному бонитету – качеству почв;
      • технологическим свойствам – насколько легко обрабатывать землю, благоприятен ли рельеф поля для маневрирования техникой и т.д.;
      • эквивалентному расстоянию – показатель удаленности участка от пунктов реализации продукции.

      Все эти характеристики выражаются в баллах. С учетом показателей рентного дохода определяется удельный коэффициент kуд. – земельного участка, кадастровая стоимость которого вычисляется по формуле:

      По качеству и размеру приносимого дохода все угодья делятся на группы с разными удельными коэффициентами, выражающими цену за 1 м2.

      • Сельхозугодья – земли, максимально используемые для земледелия и скотоводства: пахотная земля, выпасы, сенокосные луга, залежные участки;
      • площади, занятые подсобными помещениями и коммуникациями;
      • озера, пруды;
      • земля, поросшая кустарником или заболоченная;
      • заросшие лесом земли, не учтенные в лесном фонде;
      • скудные земли, пригодные для кочевого скотоводства.

      Таблица №1. Средние удельные показатели кадастровой стоимости с/х земель в некоторых регионах РФ по группам (руб./м2)

      Кабардино-Балкарская Респ.

      Факторы, влияющие на арендную плату

      Интересуетесь, как происходит расчет стоимости найма такой земли?

      Узнайте подробности из этой статьи нашего Интернет-журнала!

      Получение кадастрового паспорта

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Межевание, оценка кадастровой стоимости и постановка на учет проводятся на средства арендатора.

      Следует обратиться в муниципальной орган власти с заявлением, где должно быть указано целевое использование арендуемой площади.

      По кадастровой карте района выделяется участок, который необходимо поставит на кадастровый учет в Росреестре.

      Оценщики проводят 3-й этап формирования КС:

      • определяют площадь участка и его границы;
      • размер земельного угодья – один из основных факторов арендной платы;
      • дают оценку угодью с точки зрения рельефа, удаленности от населённых пунктов, доступности для обработки техникой, инфраструктуры, степени обработки, характера планируемых работ и т.д.

      Все эти факторы учитываются при расчете доходности участка и его стоимости. После постановки земельного участка на учет на него заводится кадастровый паспорт, в котором зафиксировано точное расположение и стоимость сельскохозяйственного угодья.

      Проведение аукционных торгов

      Статья 39.6 ЗК РФ предусматривает проведение торгов при аренде земельных участков. Если в течение месяца появятся новые претенденты на участок, местные власти проводят аукцион. Его стартовая цена – 1,5 % от КС угодья. Арендная плата определяется по итогам аукциона и зависит от рыночной стоимости земли в данной местности.

      Без торгов

      Статьей 39 ЗК РФ предусмотрен список лиц, которые могут арендовать землю без торгов, к ним добавляются еще арендаторы, желающие продлить срок договора (ст.9 ФЗ №101).

      Статья 39 ЗК РФ. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

      1. При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе продлить этот срок.
      2. Условия сохранения прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи, за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка.

      Арендная плата вычисляется в таком случае по формуле:

      1. А – арендная плата.
      2. К – кадастровая стоимость участка (по паспорту).
      3. kц – коэффициент целевого использования земли (поправочный коэффициент), который может иметь такие значения:
        • 0,01% – для лиц, обладающих льготным правом на аренду (список определятся региональным законодательством);
        • 0,3% – для арендаторов, продлевающих срок договора;
        • 0,6% – для всех, желающих использовать землю для с/х производства.

      Земельный налог на участки сельскохозяйственного использования устанавливается государством в размере не выше 0,3% от стоимости земли.

      Арендная плата, таким образом, равна его удвоенной ставке:

      Примеры:

      1. Многодетная семья заключает договор об аренде 1 га земли для производства чеснока. Кадастровая стоимость земельного участка – 20000 руб. Арендная плата для них, как для льготников, будет равна:А = 20000 х 0,01% = 2,00 руб./год.
      2. Арендатор хочет продлить срок аренды участка земли размером 10 га и стоимостью 200000 руб. после успешного хозяйствования на ней в течение 5 лет. Арендная плата для него будет равна:А = 200000 х 0,3% = 600 руб./год.
      3. Фермер желает расширить площадь обрабатываемой пашни и заключает договор на аренду 5 га земли стоимостью 60000 руб. По данному земельному участку прошли торги, в результате которых арендная плата на него составила 1,7%: А = 60000 х 1,7% = 1020 руб./год.

      Влияние месторасположения на конечную сумму

      Цены на наделы в аренду под сельское хозяйство разнятся в зависимости от региона, в котором находится участок.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Муниципальные власти устанавливают свои поправочные коэффициенты к кадастровой стоимости, чаще всего она приравнивается к рыночной цене земли.

      Даже в пределах одной области цена аренды поэтому сильно отличается.

      Таблица №2. Цена аренды сельскохозяйственных участков в отдельных регионах

      Кадастровая стоимость

      Цена аренды

      1 га в год (в руб.)

      Аренда земель сельскохозяйственного назначения у государства – сравнительно недорогой способ приобретения земли в пользование для получения дохода от с/х производства.

      Государство арендует такие земли на льготных условиях. Федеральный закон № 237 содержит условия для ограничения злоупотреблений при кадастровой оценке земель местными властями.

      Как взять землю в аренду у государства под сельское хозяйство

      Для того чтобы арендовать землю у государства для сельсхозцелей первоначально необходимо определиться с участком. Найти подходящее предложение можно несколькими способами:

      • обратиться к местной администрации для получения сведений о свободных землях (не все представители органов власти готовы идти навстречу заявителям и предоставлять такие сведения);
      • подобрать подходящий вариант, выставленный на торги: сегодня все торги проводятся в формате открытого аукциона, поэтому данная информация общедоступна, а в торгах может принять участие любой желающий;
      • обратиться за выпиской о земле, которая находится в муниципальной собственности в МФЦ;
      • найти свободную землю на публичной кадастровой карте от Росреестра.

      Что может быть объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

      Объектом аренды может стать участок земли, ограниченный в натуре. Он должен иметь четкие границы, отраженные на плане и состоять на кадастровом учете.

      Арендатору стоит помнить, что он не вправе самовольно менять целевое назначение земли и обязан соблюдать установленный здесь режим землепользования.

      Некоторые категории земель не подлежат передаче в аренду. В частности, с расположенными на их территории парками и заповедниками или объектами государственной важности (военными объектами и участками ЗАТО).

      Правом на аренду земли у государства наделены физические и юридические лица. В каком именно статусе пользователь планирует арендовать земельный участок неважно. Если он предполагает продавать произведенную на участке сельхоз продукцию, то потребуется регистрация бизнеса.

      Если же он будет выращивать ее для собственных целей, то в этом нет необходимости.

      Какой минимальный и максимальный сроки возможной аренды с/х земли

      Согласно действующему законодательству договор аренды земельного участка (независимо от того в чьей собственности он находится: муниципальной или государственной) может быть заключен на срок от 3 до 49 лет. Исключение составляют земли для сенокошения и выпаса скота. Сроки аренды таких земель составляют до 3 лет.

      Конкретные сроки прописываются в арендном договоре и определяются по соглашению сторон. При этом действующий арендатор наделен приоритетным правом на пролонгирование договора аренды на новый срок.

      Что касается предельных минимального и максимального размера земельных участков, предназначенных для передачи в аренду, то они устанавливаются муниципальными нормативно-правовыми актами. Например, для земель под ЛПХ обычно действуют нормативы от 10 до 50 соток.

      При этом общая площадь арендованных одним арендатором земель законодательством не ограничивается.

      Какие учреждения заниматься выдачей сх земель в аренду

      Земли сельхозназначения обычно принадлежат муниципальным органам власти. Решение вопросов передачи земель в аренду и их оборота находится в компетенции органов местного самоуправления. Обычно арендой земель занимается администрация муниципального образования или специально созданный комитет по земельным вопросам.

      Собственниками с/х земель могут выступать также физические и юридические лица. Тогда вопросы их аренды решаются в частном порядке или на уровне органов управления юрлица.

      Для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны местных властей при распределении земель все участки распределяются через открытые торги в формате аукциона. Инициатива о проведении торгов может исходить как от потенциального арендатора, так и муниципальных властей.

      Отдельные льготные категории граждан могут рассчитывать на предоставлении им земель без торгов. На участки, которые не состоят на кадастровом учете также распространяется льготная схема выделения земли без торгов.

      Стоимость аренды определяется на аукционе. Участник торгов, который предложит наибольшую годовую ставку аренды и будет являться победителем.

      При определении первоначальной стоимости аренды земельного участка, по которой он будет выставляться на торги, учитывается комплекс факторов. В том числе, месторасположение земли и площадь участка, его целевое предназначение, ценность земли, окружающую среду и другие важные характеристики.

      Годовая ставка аренды обычно привязывается к ее кадастровой стоимости и составляет 0,6-1,5% от нее. Кадастровая оценка максимально соответствует рыночной и при ее определении учитывается оценочная продуктивность с/х земли, затраты на возделывание, стоимость производства продукта.

      Так, например, земля в аренду в Тульской области будет стоить около 500 р. за га, тогда как в Московской – уже 2000 р.

      Что нужно делать, после того, как вы определились с участком

      После того как оптимальный вариант подобран, необходимо обратится в местную администрацию для его согласования. Это обязательное требование для выделения участка в аренду без проведения торгов. Данное заявление обычно пишется в свободной форме или возможно, что муниципальными властями для удобства разработана рекомендованная форма.

      В нем прописывается кадастровый номер земли и указывается просьба предоставить его в аренду.

      При подаче заявления от заявителя потребуется только паспорт. Если участок не стоит на кадастровом учете, то заявителю предварительно необходимо составить его схему и утвердить ее в администрации. В этом случае сложно обойтись без помощи кадастрового инженера.

      После того как заявление на предварительное согласование получено администрация должна разместить публикацию о проведении торгов на данный с/х участок. Затем в течение 30 дней власти будут ждать поступления заявок от других кандидатов на данный земельный надел. Если же другие претенденты так и не будут обнаружены, то может быть заключен арендный договор без торгов.

      При получении положительного решения в части предварительного согласования арендатору нужно заняться постановкой участка на кадастровый учет.

      Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру и получить кадастровый паспорт на землю, а также произвести оценку ее кадастровой стоимости.

      Далее подается заявление о предоставлении земельного участка в аренду на имя главы администрации муниципального образования. Для составления договора потребуется паспорт и техническая документация из Росреестра с указанием местоположения, площади и кадастрового номера земли. На основании представленного заявления специалисты администрации должны подготовить договор аренды (обычно на это им отводится не более 30 дней).

      После чего заявителя пригласят на ознакомление с документом и подписание договора.

      Затем арендатор в установленный срок должен внести арендную плату.

      Порядок и периодичность платежей прописывается в арендном договоре. Стандартно плата вносится с периодичностью раз в полгода.

      Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?

      Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения определены статьей 77 Земельного Кодекса РФ. Согласно этой статье земли сельхозназначения – это земли, находящиеся за пределами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

      В состав сельскохозяйственных земель входят:

      • сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники и т.д.);
      • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от внешнего негативного воздействия;
      • водные объекты, в том числе пруды, образованные водонапорные сооружения на водотоках и используемые для целей осуществления прудовой аквакультуры;
      • здания, сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной переработки продукции сельского хозяйства.

      Любой из этих видов земельных участков может выступать в качестве объекта сделки и должен использоваться непосредственно в целях, для которых предназначен.

      О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения читайте здесь.

      Условия

      Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?

      Под сельское хозяйство могут быть переданы земельные участки из земель сельхозназначения, которые прошли кадастровый учет, в том числе объекты, которые находятся в долевой собственности (ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

      Важно. Не все категории земель подлежат передаче в аренду. Так, не могут быть арендованы участки с расположенными на их территории парками и заповедниками, а также объектами государственной важности (военными объектами и участками ЗАТО).

      Ведение деятельности

      Сельхоз земли предназначены для ведения следующих видов деятельности:

      1. растениеводства;
      2. животноводства;
      3. фермерского хозяйства;
      4. производства с/х и смежной продукции;
      5. ведения личного подсобного хозяйства;
      6. организации СНТ и ДНТ.

      Вид деятельности, которая будет вестись на арендованном участке, в обязательном порядке прописывается в договоре аренды. В случае нецелевого использования арендованной земли статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

      Сроки действия договора

      Статьей 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены временные рамки, в которые должен укладываться срок действия заключенного договора:

      • минимальный – 3 года;
      • максимальный – 49 лет.

      В случае если между сторонами подписан договор, в котором не указан срок действия аренды, то такой договор будет считаться бессрочным, но действующим в пределах законодательно допустимых временных рамок – то есть не превышает 49 лет, но и не менее 3 лет.

      Договор может быть продлен по инициативе действующего арендатора, который обладает в этом вопросе приоритетным правом.

      Справка. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок менее 3 лет в случае, если целью его использования выступает выпас скота или сенокошение.

      Сколько стоит пользование?

      Плата за земельный участок, полученный в аренду у государства и у частного лица имеет существенные отличия. Государство при определении суммы платежа ориентируется на такие показатели, как местоположение, целевое назначение, городские планы на землю.

      Частное лицо берет в расчет такие факторы как востребованность земли, находящиеся на ней коммуникации, личные интересы. Выделяют кадастровую, рыночную и нормативную арендную стоимость, каждая из которых рассчитывается по собственным правилам:

      1. Нормативная стоимость – устанавливается государством и органами местного самоуправления. Она рассчитывается исходя из целевого назначения земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка и иных изменений.
      2. Кадастровая стоимость – при расчете учитываются данные о площади, границах и плане территории, коммуникации на участке, постройки, наличие инфраструктуры, рельеф местности, севооборот и характеристика почвы (о правилах расчета стоимости аренды ЗУ от кадастровой стоимости читайте здесь).
      3. Рыночная стоимость – за основу расчета берется кадастровая стоимость. На окончательную стоимость влияют спрос и предложение.

      Сумма платежа, подлежащая уплате за использование земельного участка, рассчитывается самим арендодателем. Годовая арендная ставка зависит от ее кадастровой (рыночной) стоимости и, как правило, составляет 0,6-1,5% от нее.

      О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.

      В обязательном порядке в договоре аренды прописывается размер арендной платы и один из способов ее передачи:

      • арендатор перечисляет арендную плату на конкретный расчетный счет в банке каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца;
      • арендатор передает арендную плату наличными денежными средствами каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца.

      За сельскохозяйственные земли, отданные в аренду на длительный срок, арендная плата может взиматься в виде:

      1. платежей;
      2. доли продукции, полученной в результате пользования землей;
      3. передачи в собственность какого-либа имущества;
      4. предоставления арендатором установленных услуг;
      5. затраченных средств на улучшение арендуемого участка.

      Как арендовать ЗУ?

      У частного лица

      Процедура оформления договора аренды земельного участка с частным лицом сравнительно проще, чем с государством или муниципалитетом. Это обусловлено тем, что стороны устанавливают большую часть условий самостоятельно.

      Объектом аренды чаще всего выступает пай – то есть определенная доля земли, принадлежащая нескольким собственникам. В таком случае объект должен иметь строго определенные границы. Для этого собственник проводит межевание участка, в результате чего выделяет его конкретные пределы.

      После этого пай ставится на кадастровый учет и может выступать в качестве полноценного объекта аренды. Найти подходящий участок для аренды можно с помощью нескольких способов:

      • получить сведения о свободных землях путем обращения в местную администрацию;
      • обратиться за выпиской о земле, находящейся в муниципальной собственности в МФЦ;
      • выбрать участок из тех, что выставлены на торги;
      • найти незанятую землю на публичной кадастровой карте Росреестра.

      Земля сельскохозяйственного назначения предоставляется в аренду на основании обоснованного заявления через торги. Процедура получения земельного участка выглядит следующим образом:

      1. Заявитель подает заявление в письменной или электронной форме о предоставлении ему земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
      2. Заявитель оплачивает кадастровые работы и обращается с заявлением в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
      3. Не позднее двух недель с момента предоставления кадастрового паспорта объекта исполнительный орган принимает решение о передаче земельного участка сельхозназначения, который предоставляется в аренду на торгах (аукционах, конкурсах).
      4. По результатам проведенных торгов победитель получает право арендовать объект, выступавший предметом торга и заключить договор с арендодателем.

      Сделка оформляется по общим правилам, согласно которым между сторонами заключается договор, регистрируемый в Росреестре. Арендатор получает право на использование предоставленного земельного участка в сроки и в целях, установленных договором аренды.

      У государства или муниципалитета

      Взять в аренду сельскохозяйственный земельный участок у государства или муниципалитета является наиболее выгодным вариантом, так как его цена всегда будет ниже рыночной. Также такая сделка отличается надежностью ввиду того, что исключает случаи «двойных» аренд и продаж.

      Для аренды земли у государства или муниципалитета заявитель обращается в в исполнительный орган муниципального образования и подает заявление о предоставлении земельного участка для ведения сельского хозяйства.

      Порядок аренды государственного земельного участка выглядит следующим образом:

      1. По плану местности, находящемуся в администрации, выбирается земля без построек и выясняется наличие права собственности на него.
      2. Если не подтвердилось наличие собственника, принимается решение о проведении открытых торгов.
      3. Организатор публикует извещение о проведении торгов с указанием характеристик участка. Торги проводятся при наличии нескольких претендентов на участок.
      4. Победитель торгов получает право на аренду.
      5. В случае, если претендент единственный, то он признается арендатором и получает все документы в кадастровой палате после оплаты госпошлины.
      6. Письменный договор об аренде земли у государства обязательно регистрируется в органе Росреестра по месту прописки.

      Справка. Договор заключается в течение недели с момента принятия решения о выдаче земельного участка в аренду.

      Возможна ли субаренда?

      Субаренда земельного участка – это имущественная сделка, в процессе которой право пользования объектом сельхозназначения передается иному лицу (ст. 615 ГК РФ). В сделке принимает участие арендатор, наделяющий своими правами в отношении земли субарендатора.

      Для осуществления процедуры необходимо согласие собственника объекта. Субаренда довольно распространена в хозяйственной практике и используется в целях получения прибыли благодаря разнице между выплатами субарендатора и отчислениями для владельца недвижимости.

      Инициатором субаренды, как правило, выступает арендатор, повторно сдающий в аренду участок другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы:

      • договор аренды;
      • документ, подтверждающий целевое назначение участка;
      • свидетельство о регистрации права аренды;
      • согласие собственника на сделку с субарендатором.

      Договор субаренды заключается с учетом условий, ранее принятых в основном договоре аренды, и на срок, не превышающий срок действия основного договора.

      Нюансы составления договора

      Договор аренды в обязательном порядке должен отражать индивидуальные условия конкретной сделки, которые не противоречат законным интересам каждой из сторон. Договор аренды земли сельскохозяйственного назначения имеет некоторые нюансы. К примеру, соглашение об аренде не может менять тип разрешенного использования земельного участка.

      Изменения такого характера признаются самовольными и подлежат привлечению к административной ответственности. Так, если участок был арендован под занятие животноводством, на нем не могут возводиться жилые постройки, даже если это право предусматривает договор.

      Советуем прочитать:  Когда будут выплачивать безусловный базовый доход
Adblock
detector