- Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:
- Структура административного процесса
- Понятие административного производства
- Виды административных производств по В.Д. Сорокину:
- Порядок производства по административному делу
- Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
«Управленческая» концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.
Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:
- административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е. во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);
- административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
- административный процесс — это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
- как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
- юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
-
- процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- административно-процессуальные правоотношения .
Таким образом, административный процесс — урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.
Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.
Структура административного процесса
Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:
-
- административно-правотворческих;
- административно-правонаделительных;
- административно-юрисдикционных.
Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:
-
- административные процедуры — это упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
- административная юрисдикция — процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
- административная юстиция — судебный контроль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнительной власти, и актов, принимаемых органами местного самоуправления (включает административное судопроизводство).
Понятие административного производства
Административное производство — определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.
Иначе: Административное производство — это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.
В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство — органическая часть процесса.
Виды административных производств по В.Д. Сорокину:
- производство по принятию нормативных актов государственного управления;
- производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
- производство по административно-правовым жалобам и спорам;
- производство по делам о поощрениях;
- производство по делам об административных правонарушениях;
- производство по дисциплинарным делам;
- регистрационное производство;
- лицензионное производство;
- исполнительное производство.
Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:
-
- правотворческое производство;
- правонаделительные производства;
- правоохранительные производства (юрисдикционные).
Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:
Порядок производства по административному делу
- Важно соблюсти порядок возбуждения административного дела . При этом должен быть грамотно составлен протокол, то есть документ, который свидетельствует о свершении конкретного противоправного действия. Но протокол заполняется не всегда. Например, он не нужен в тех ситуациях, когда налагается штраф или выдано предупреждение. Составлять протокол нужно в определенные сроки. При этом общим правилом является составление документа сразу после совершения противоправного деяния
- Направление административного дела . Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, влекущий за собой составление протокола, основывается на его направлении судье, органу, который наделен правом исследовать дело в течение определенного времени. Судья должен проверить, относится ли вверенная ему ситуация к его компетенции, верно ли составлены документы и так далее
- Заявление ходатайств в начале рассмотрения дела . Ходатайства на подготовительном этапе рассмотрению, например, оспаривание медицинского заключения и иных процессуальных моментов в деле – это гарантия справедливого и тщательного исследования. Ходатайства изучаются сразу же, а о его итогах сообщается лицу, которые заявил о них
- Рассмотрение административного дела . Слушаются доводы сторон, исследуются доказательства виновности либо невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Если изучение дела откладывается из-за отсутствия лиц без должной на то причины, то порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает вынос решения о том, чтобы в ближайшее время привести указанные лица. По правилу установлено, что рассмотрение дел происходит по месту его совершения
- Вынесение постановления по делу . По результатам рассмотрения суд или орган выносит решение о привлечении к ответственности и назначения наказания либо прекращает дело за отсутствием состава административного правонарушения
- Обжалование решения . Если сторона желает, то может воспользоваться оспариванием принятого решения, в таком случае инициируется составление и подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Внимание : смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Ст. 27.1. КоАП РФ говорит о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Указанные меры применяются, если необходимо пресечь правонарушение, составить протокол о правонарушении (при этом на месте, где выявлено правонарушение, его составить невозможно), обеспечить, чтобы административное дело было рассмотрено своевременно и правильно и чтобы было исполнено постановление.
С учетом указанных целей уполномоченное лицо может применять следующие меры:
- доставление правонарушителя для составления протокола
- административное задержание (применяется в исключительных случаях)
- личный досмотр, досмотр вещей, ТС, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
- изъятие вещей и документов
- отстранение от управления ТС
- освидетельствование на то, является ли лицо пьяным
- медосвидетельствование на состояние опьянения
- задержание ТС
- арест товаров, ТС и иных вещей
- привод
- временный запрет деятельности
- залог за судно, которое арестовали
- помещение иностранцев в спецучреждение
- арест имущества