Экологическое правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, посягающее на право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющее вред окружающей среде, за которое предусмотрена административная ответственность.
Административное правонарушение представляет собой умышленное или неосторожное, виновное, противоправное действие (бездействие), посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, собственность, на установленный порядок управления, за которое законодатель предусматривает юридическую ответственность.
Экологическое правонарушение — это действие (бездействие), посягающее на экологические права и свободы, экологический правопорядок, право собственности на природные ресурсы, порядок их управления, которое могло причинить или причинило вред окружающей среде.
Экологические правонарушения встречаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и регулируются ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75), соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Административная ответственность наступает за совершение проступка, не представляющего общественной опасности.
КоАП содержит составы конкретных административных правонарушений в области экологии.
Административные экологические правонарушения в КоАП сформулированы:
- в области охраны собственности (гл. 7) — за самовольное занятие земельного участка, уничтожение спецзнаков, пользование недрами без соответствующей лицензии, самовольную застройку земель залегания полезных ископаемых, добычу янтаря, самовольное пользование водным объектом или его занятие без лицензии, повреждение водохозяйственного, гидротехнического или водоохранного устройства, сооружения или установки, самовольное занятие водоохранной зоны, прибрежной полосы водного объекта, источников хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, участка леса, не входящего в лесной фонд и др.;
- в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. — несоблюдение требований при планировании, техническом и экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции, эксплуатации сооружений, предприятий и иных объектов, несоблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований при обращении с отходами и опасными веществами и др.;
- в области сельского хозяйства, мелиорации земель и ветеринарии (гл. 10) — нарушение правил борьбы с возбудителями болезней растений, особо опасными, опасными и карантинными вредителями растений, растениями-сорняками, нарушение правил ввоза (вывоза) подкарантинной продукции, нарушение правил заготовки, производства, хранения, переработки, перевозки, реализации подкарантинной продукции, нарушение требований и ветеринарно-санитарных правил карантина животных, сокрытие сведений о массовых заболеваниях животных, их внезапном падеже, нарушение правил перевозки, убоя животных, нарушение требований переработки, хранения, транспортировки и реализации продуктов животноводства, нарушение требований эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и др.
Составы экологических правонарушений
Все составы правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, за которые предусмотрена административная ответственность, подразделяются на несколько групп.
Составы экологических правонарушений:
- Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение эколого-правовых требований, действующих в институтах экологического права (нарушение законов об экологической экспертизе (ст. 8.4), искажение или сокрытие экологической информации (ст. 8.5) и т.д.
- Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил по охране некоторых компонентов природной среды или природных ресурсов (порча земель (ст. 8.6), нарушение требований охраны воздуха (ст. 8.21), нарушение требований охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил охраны лесов (ст. 8.31), уничтожение редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных (ст. 8.35) и др.
- Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правового режима территорий, имеющих особый эколого-правовой статус (нарушение требований охраны и использования природных ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39), нарушение предоставления в пользование и порядка использования земельных участков, лесных массивов в прибрежных полосах и водоохранных зонах (ст. 8.12), нарушение порядка освидетельствования мест рубок, отвода лесосек и др.
- Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил и требований в сфере охраны окружающей среды в процессе осуществлении хозяйственной или какой-либо деятельности (на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.). Среди этой группы правонарушений выделяют несоблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований и положений при обращении с отходами, опасными веществами (ст. 8.2), нарушение требований работы с агрохимикатами и пестицидами (ст. 8.3), эксплуатация транспортных средств с превышением содержания в выбросах загрязняющих веществ или нормативов уровня шума (ст. 8.23), нарушение требований при работах в области мониторинга загрязнения природной среды, гидрометеорологии, воздействий на гидрометеорологические и геофизические процессы (ст. 8.40).
Земельный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ — содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.
Закон РФ о недрах
Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды.
При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.
Федеральный Закон о животном мире
Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.
Закон РФ об охране атмосферного воздуха
Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.
Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.
Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.
Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.