ФЗ-416 был принят 23 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. ФЗ-416 вступил в силу 7 декабря.
Краткое содержание закона включает в себя:
Глава 1 — описание общих положений закона.
Глава 2 — перечисление полномочий госструктур в отношении водоснабжения и водоотведения.
Глава 3 — регулирование порядка предоставления горячей и холодной воды, а также водоотведения.
Глава 4 — регламентируется порядок обеспечения населения питьевой и горячей водой.
Глава 5 — порядок обеспечения сохранности окружающей среды.
Глава 6 — контроль за тарифами на услуги.
Глава 7 — планирование, организация и развитие централизованных систем по предоставлению горячей и холодной воды, а также по водоотведению.
Глава 7.1 — регулирование прав владения поставками горячей и холодной воды. Особенности заключения и расторжения контрактов.
Глава 8 — заключительные положения ФЗ.
ФЗ-416 регулирует и контролирует отношения, которые возникают в процессе обеспечения населения водой и в сфере водоотведения. Законодательство РФ контролирует забор и сброс сточных вод в специальные для этого места.
Законодательство РФ устанавливает требования по качеству воды в санитарной области.
Основное в ФЗ-416 о водоснабжении и водоотведении
Цели госполитики:
- охранять здоровье населения путем предоставления качественной воды;
- повышать энергетическую эффективность (основы закона об энергоснабжении по ссылке: );
- очищать сточные воды;
- обеспечивать доступность водоснабжения и водоотведения;
- создавать эффективные формы управления системами предоставления горячей и холодной воды.
Принципы политики государства:
- Обеспечить население питьевой, горячей водой и услугами по водоотведению;
- Создать условия, которые повлияют на привлечение инвестиционных денежных средств в область водоотведения и водоснабжения;
- Обеспечить правильную работу централизованной системы горячего/холодного водоснабжения;
- Достичь экономического баланса с организациями, которые обеспечивают многоквартирные дома и нежилые помещения холодным/горячим водоснабжением;
- Обеспечить равными условиями доступ граждан к водоотведению и водоснабжению;
- Иметь доступ к открытой деятельности организаций, которые обеспечивают горячее/холодное водоснабжение.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области водоотведения и водоснабжения. Законодательство регулирует процесс забора воды из водного источника и сброса используемой воды в водный объект.
Условия по безопасности и качеству воды представлены в законодательстве Российской Федерации. Правильные требования способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан РФ.
Последние изменения закона о водоснабжении
Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.
Поправки коснулись следующих статей закона:
- Часть 10 статьи 41.1;
- Часть 19 статьи 41.1;
- Часть 2 статьи 41.2;
- Часть 5 статья 41.2.
Статья 41.1
Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.
Статья 41.2
В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.
В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.
Ниже рассмотрены следующие статьи:
Статья 18
ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально.
Процесс подключения рассчитывается отдельно.
На стоимость влияют следующие факторы:
- Расстояние до точки подключения;
- Определение нагрузки на систему водоснабжения.
При последней редакции закона изменения не вносились.
Статья 20
В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая:
- Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
- Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
- Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
- Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.
При последней редакции закона изменения не вносились.
Статья 21
В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.
При последней редакции закона изменения не вносились.
Статья 22
В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились.
Полный текст закона в последней редакции по ссылке.
Цели и принципы закона
Закон № 416 от 07.12.2011 года отражает перечень целей, которые достигаются при использовании данного акта.
К ним относятся:
- работа, связанная с повышением энергетической эффективности, присущей для водопроводной сети;
- организация охраны здоровья и жизни граждан посредством снабжения водой с высоким качеством (данная цель касается, как горячего, так и холодного водоснабжения);
- поддержка принципа доступности получения ресурсов;
- проведение своевременного осмотра и производство ремонта центрального водоснабжения.
Кроме того, можно выделить несколько принципов, на которых основывается система водоснабжения и водоотведения. К ним относится установление приоритетности по обеспечению граждан водными ресурсами, обеспечение единства в техническом плане, достижение и соблюдение баланса экономических интересов. Помимо этого, к принципам относится открытость деятельности компаний, осуществляющих мероприятия в сфере водоснабжения.
Какая роль отведена исполнительной власти в плане водоснабжения
Органы исполнительной власти несут обязанность по обеспечению на территории всей страны достойного уровня проживания граждан. Глава 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» отражает основные полномочия исполнительных органов в данной сфере.
К числу функций Правительства страны отнесены:
- утверждение правил, в соответствии с которыми организуется деятельность предприятий и сетей в сфере водоснабжения;
- установление правил для коммерческого учета ресурсов, поставляемых населению;
- реализация качественной деятельности по контролю и даче оценки в области использования водных ресурсов;
- установление правил регулирования тарифов, применяемых при начислении оплаты;
- расчет норм для определения доходности капитала;
- утверждение стандартов, которым должно соответствовать водоотведение и водоснабжение.
В рассматриваемой сфере более широкими полномочиями наделено Правительство. Для органов исполнительной власти регионов определены более простые обязательства, которые связаны с особенностью конкретного субъекта.
Требования к реализации водоснабжения
Закон №416 от 2011 года в статье 7 отражает общие правила, применяемые относительно функционирования всей системы. Основным среди них выступает реализация обязанностей профессионального типа органами, функционирующими в водопроводной системе, что происходит только в соответствии с положениями законодательства.
Установлена необходимость заключения соглашений с гражданами и организациями, которые пользуются системой снабжения воды. Если на практике производится поставка воды без регистрации специальных актов, то это выступает нарушением закона, потому что за использование ресурса граждане должны платить.
В таблице отражены пределы ответственности:
Санкция
Штраф (в рублях)
На организации, поставляющие рассматриваемый ресурс, возлагается обязанность по ведению перечня абонентов. Данное действие направлено на то, чтобы своевременно взимать плату и проводить мероприятия контрольной направленности.
Требования к абонентам
В 2022 году граждане, которые используют систему водоснабжения, несут определенный перечень обязательств.
Обязанности заключаются в следующем:
- своевременное внесение оплаты за использование рассматриваемого ресурса;
- оплата установки оборудования для потребления воды;
- обеспечение доступа сотрудников ресурсоснабжающих организаций в помещение для проведения проверочных мероприятий системы.
Если обязанности не исполняются в надлежащем виде, к гражданину может применяться ответственность. К примеру, когда не вносится оплата в установленные сроки, используется штрафная санкция. Расчет пени меняется в зависимости от того, в течение какого периода существовал долг.
Обеспечение качества воды
Положения главы 4 Федерального закона №416 от 2011 года указывают на параметры, используемые для обеспечения качества снабжения и потребления ресурса. Они заключаются в том, что управляющие организации несут обязанность по поставке продуктов, которые строго соответствуют установленным стандартам.
В качестве источников воды могут использоваться только те скважины, которые являются согласованными. В ресурсе не должно прослеживаться примесей свыше нормативов. Обязанность по обеспечению контролирующей функции за производством и снабжением ресурса, возложена на органы государственной и муниципальной власти.
Повышенные требования установлены для горячего водоснабжения. Они заключаются в том, что должна поддерживаться определенная температура. Если данный показатель выходит за установленные рамки, к организации, поставляющей ресурс применяется ответственность.