1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ).
Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред.
от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997.N 41. Ст. 4673; 2002.
N 52 (ч. 2). Ст.
5288; 2003. N 46 (ч. 2).
Ст. 4449; 2010. N 47.
Ст. 6033.
СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.
Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.
Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.
При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.
3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.
Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.
К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).
4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.
При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.
Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.
Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.
5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).
Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.
6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.
Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.).
Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.
3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1).
Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч.
2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия.
Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст.
275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Состав преступления
Деяния, описанные в ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну», относятся к категории преступлений средней тяжести. Для их верной квалификации требуется, чтобы они соответствовали составу преступления.
По характеру состав преступления – материальный, а само правонарушение будет считаться оконченным тогда, когда наступили тяжкие последствия по причине деяния.
Общественная опасность деяния заключается в том, что подрывается безопасность страны и правительства, что может иметь очень негативные последствия в будущем (нарушение территориальной целостности страны и т.д.)
Объективная и субъективная стороны
Объективная сторона определяется следующими признаками:
- действие или бездействие, связанные с нарушением норм по обращению с документами или объектами, связанными с гос.тайной (вынос бумаг из кабинета или работа с ними на дому без разрешения на это);
- утрата этих бумаг и наступление в связи с этим тяжких последствий;
- наличие причинно-следственной связи между этими событиями.
Только при наличии всех трех признаков можно говорить о том, что гражданина следует привлечь по комментируемой статье.
Субъективная сторона представляет собой форму вины по неосторожности. Гражданин понимал, что вследствие его действий может наступить утрата документов, но ничего не сделал для ликвидаций подобных последствий.
Есть и другой вариант: лицо не предвидело возможного результата своего деяния, хотя должно было.
Внимание! Если гражданин умышленно совершил подобное правонарушение, то его действия определяются по ст. 283 УК РФ (предание огласке данных, содержащих государственную тайну).
Объекты и субъекты преступления
Предмет правонарушения – это:
- документы, содержащие информацию касательно государственных тайн, независимо от их формы и вида;
- предметы, данные о которых составляют саму вышеуказанную тайну (экземпляры различного оборудования или аппаратуры).
Объект – общественные отношения в области сохранения и защиты тайн государства в целях обеспечения безопасности всей страны.
Субъект утраты документов, содержащих государственную тайну, – специальный, а именно гражданин, несущий ответственность за сохранность документов и объектов, которые были ему доверены или стали известны по его работе. При этом должны соблюдаться стандартные условия:
- лицу должно исполниться 16 лет на момент совершения правонарушения;
- отсутствие у него каких-либо психических заболеваний.
Доказательная часть – какие возникают проблемы
Согласно судебной практике по утрате документов, содержащих государственную тайну, наибольшую проблему представляет нахождение причинно-следственной связи между нарушением правил обращения с подобными бумагами и их последующей утратой.
При этом она должна быть именно прямой, а не косвенной. Иначе состав преступления по ст. 284 УК РФ отсутствует.
Не всякое нарушение обращения с бумагами влечет за собой их последующий выход из владения. Приведем конкретный пример. Сейф, в котором хранились документы или предметы, имеющие сведения о государственных тайнах, был плохо опечатан. Затем из него были выкрадены сами бумаги.
Здесь отсутствует причинная связь между этими двумя событиями – неопечатывание сейфа и последующее хищение. Поэтому такое деяние не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ.
Квалификационные признаки и особенности
К ним относятся такие:
- нарушение правил обращения с документами (для квалификации деяния обязательно нужно установить, какие именно нормы были нарушены);
- утрата самих документов или наступление иных тяжких последствий, то есть потеря фактического контроля над ними. Например, гражданин вынес папку с бумагами на улицу и забыл их там по небрежности;
- наличие причинно-следственной связи между ними (именно по причине нарушения вышеуказанных норм наступила потеря контроля над подобными важными бумагами).
Меры назначаемой ответственности
Наказания за утрату документов, содержащих государственную тайну, назначаются следующие:
- ограничение передвижений лица на период до трех лет;
- арест на 4-6 месяцев;
- заключение в тюрьму на период – до трех лет с наложением запрета на осуществление некоторых видов деятельности или занятие определенных должностей на 3 года (последняя санкция назначается по усмотрению судьи).
Конкретную меру избирает суд после того, как по делу было проведено расследование и оно было рассмотрено судьей. На ее назначение влияют те негативные события, которые наступили вследствие преступления. Здесь есть своя закономерность: чем негативнее результат деяния, тем строже определяется наказание.
На смягчение наказания могут повлиять такие факторы, как наличие у гражданина маленьких детей и хороших рекомендаций от руководства.
Как избежать наказания
Действия лица не квалифицируются по комментируемой статье, если нарушение им правил обращения с бумагами, в которых содержится информация о государственных тайнах, не повлекло за собой каких-то серьезных последствий.
Например, он оставил документы в месте, где запрещается их хранить, но затем обнаружил их там и вернул куда следует. В этом случае его будут ждать только взыскания по работе, и наказание по ст. 284 УК РФ к нему не применится.