268 ук рф

1. Объектом преступления выступает безопасность движения транспорта, которая обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатацию устанавливается ст.

ст. 263 и 264 УК. Комментируемая статья предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации.

2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Правила, охраняющие порядок и безопасность движения, эксплуатации транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта, в том числе и ведомственного характера. Существуют, например, правила поведения пассажиров в метрополитене, в самолете, автобусе и других видах транспорта, правила поведения пешеходов на улицах и дорогах, правила пользования железнодорожным переездом для гужевого транспорта и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Советуем прочитать:  Региональные выплаты медикам за ковид

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

7. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Действия лица, управлявшего моторной лодкой, и допустившего нарушение правил безопасности движения, могут быть при наличии оснований квалифицированы по ст. 268 (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 59-Д84ПР7 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1984 года.

Комментарий к Ст. 268 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления могут выступать велосипеды (в том числе с подвесным двигателем), гужевой транспорт, мокики, мопеды и др.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных предписаниями порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств.

Нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в переходе дороги на красный сигнал светофора, в поездке велосипедиста по центру проезжей части дороги и т.д. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в удержании пассажиром дверей электропоезда в открытом состоянии в процессе его движения, в наличии оружия у пассажира в процессе полета самолета и т.д. Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч.

1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3).

При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.

Советуем прочитать:  Форма штатного расписания

3. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК). К другим участникам движения относятся погонщики скота, велосипедисты, водители гужевого транспорта и т.п.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Adblock
detector